В свете известного выступления школьника в будндестаге — очень интересная лекция историка Владимира Мотревича о том, как содержали немецких военнопленных в СССР, в частности на Урале.
Пара фрагментов:
«Бытовые условия осужденных можно назвать сносными. В сохранившихся альбомах запечатлены приличные бараки, ухоженная территория. В каждом лагере была передвижная киноустановка. Поступали газеты на национальных языках, работала библиотека. Проводились соревнования по футболу, гандболу, шахматам.
Питались осужденные по нашим меркам хорошо. В день на каждого осужденного приходилось 500 граммов хлеба, 500 граммов картофеля, 100 граммов мяса или рыбы, жиры, крупа. Добавьте посылки от Красного Креста и родственников, которые не запрещались и регулярно поступали. Плюс в лагерях были продовольственные киоски, можно было покупать дополнительные продукты.
По-честному, жили они лучше, чем даже многие советские граждане тогда.
Перед отправлением на родину, кстати, каждому выдали новую одежду и обувь, денежный расчет и вернули изъятые ценности. С последним пунктом, правда, возникли определенные сложности. Дело в том, что в 1939 году Наркомат внутренних дел установил порядок — все изъятые ценности передавались по акту в Управление драгметаллами СССР и зачислялись в доход государства. Заключенным по освобождении возвращали не саму вещь, а ее денежный эквивалент. Есть пример контр-адмирала Вольфа Эренрейха фон Арнсвальда. У него изъяли антикварную золотую медаль 18-го века. Оценили ее в 18 рублей 50 копеек. Для сравнения: булка хлеба стоила 300 рублей.
Для репатриированных формировали специальные эшелоны со всем необходимым, вплоть до санизоляторов. Для сопровождения выделяли медицинских работников и сотрудников МВД. Освобожденным вручали продукты из расчета на 13 дней пути. Сохранились в архивах ведомости о затратах на отправку репатриантов. Туда включены расходы на организацию концертов силами работников Свердловской филармонии, украшение транспарантами, оформление коллективных фотоальбомов, проведение коллективных экскурсий в Свердловский краеведческий музей, подарки лучшим производственникам.
…Основным местом сбора подлежащих возвращению на родину немцев стал лагерь в поселке Талица в Первоуральске. Там до сих пор сохранился каменный барак, где находился госпиталь. Перед отправкой их возили в Свердловск на экскурсии. Они гуляли по проспекту Ленина, посещали кинотеатры и музеи. В архивах ФСБ сохранились даже фото немецких генералов, загорающих на берегу озера Шарташ.
Провожали их с вокзала с духовым оркестром и шампанским. Все эти кинохроники, как советские офицеры прощаются с военными преступниками, сохранились.
…Мне приходилось работать по поиску итальянских воинских кладбищ на территории от Кирова до Новосибирска и Оренбурга. Потом к нам приезжало министерство обороны Италии, я показывал им наработанные материалы. В составе этой делегации приезжал граф Колеппио. Он сидел в Губахе (Пермский край). Я его привез в Губаху. Мы нашли там санитарку, которая везла его в Узбекистан. И он рассказал, как его из-под Сталинграда привезли умирающего и откармливали в лагерном госпитале красной икрой».
https://www.znak.com/2017-11-25/v_elcin_centre_vklyuchilis_v_diskussiyu_po_dokladu_shkolnika_v_bundestage_o_plennyh_nemcah