Сибирь. Итоги года
Полная обойма
Отсутствие отставок среди сибирских губернаторов – главный итог 2020 года. Нельзя сказать, что все 12 глав регионов Сибири были «белыми и пушистыми». Хватало скандалов, внутриэлитных конфликтов, внутренних кризисных ситуаций. Даже коронавирусная пандемия, с ее многочисленными смертями, переполненностью больничных покоев и перебоев с лекарственным обеспечением, не стала причиной для «утраты доверия» кому-либо из всей когорты. Так что, вся наша дюжина, включаю явного претендента, губернатора Красноярского края Александра Усса и записного аутсайдера, главы Хакасии Валентина Коновалова, встречают 2021-й год в своих текущих политических ипостасях.
Кстати, о Коновалове. Ручной режим управления Хакасией, который продемонстрировал в ноябре полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, наводит на любопытные размышления. Например, что слабый, в управленческом смысле, и нехаризматичный, в политическом, губернатор-коммунист – идеальная мишень для критики со стороны Кремля и всех связанных с ним лиц. При этом, чем дольше Валентин Коновалов находится у власти, тем больше минусов «ловит» КПРФ, за счет постоянной критики своих действий. И такой статус-кво очень выгоден «Единой России», поскольку дискредитирует извечного парламентского оппонента. Очень маловероятно, что Коновалов уйдет в отставку до окончания своих полномочий – такой вариант развития событий не нужен никому.
Запрос на новизну
Появление новых политических партий в законодательных органах Новосибирска и Томска тоже причина для аналитики. И здесь не только факт вхождения «навальнистов» в городские советы депутатов, а скорее удовлетворенный запрос сибиряков на свежие политические идеи и новые лица. О том, что такой запрос существовал и ранее, мы видели через попытки регистраций несистемных кандидатов, которым отказывали по причине небрежных подписей. Очевидно, что ошибки были учтены и формальные барьеры больше уже не сработали. Новосибирск еще как-то устоял и остался под флагом «Единой России», а вот в гордуме Томска партия власти потеряла абсолютное большинство.
В преддверии выборов в Государственную Думу РФ в 2021 году, такой расклад Кремлю придется учитывать при разработке концепции контрпропаганды. Потому что и несистемная оппозиция и электорат не пойдут «в обратку» и не согласятся с зачисткой политического поля. Выдвигаться свободно и голосовать честно – основные тренды грядущих выборов. А Сибирь даст свежую кровь для нового созыва нижней палаты российского парламента.
Папочка найдется
Арест мэра Томска Ивана Кляйна и депутата заксобрания Иркутской области Андрея Левченко лишний раз доказывают, что политика это не только способ удовлетворения личных амбиций и источник для заработка миллионов рублей, но еще и причина для возможного уголовного преследования. В условиях когда следственные органы не утруждают себя в доказательствах и детальных объяснениях возможной виновности арестованных (увы, это общероссийский тренд в 2020 году) приходятся заниматься конспирологией и выстраивать не совсем правдоподобные версии. Что, например, Кляйн пострадал за проигрыш «Единой России» на выборах в городскую думу Томска. Что Левченко-младший стал «сакральной жертвой» из-за политических интриг своего отца, бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который в этом году чуть не выдвинулся на новые выборы главы Приангарья. Не исключено, что и томский мэр и иркутский депутат в своем прошлом действительно имели факты нарушения российских законов, которые были фиксированы, но так и остались под грифом «секретно». А когда ситуация повернулась под нужным углом – запыленную папочку достали с верхней полки.