
Карлов университет в Праге был основан в 1348 году по решению императора Священной Римской империи Карла IV. Вы спросите, какое отношение имеет чешский университет к русской истории? Самое прямое. Когда после завершения Гражданской войны в России началось Великое русское изгнание, около пяти миллионов добрых русских людей оказались на чужбине. И это в немалой части были представители образованного класса, которым было не по пути с большевистским режимом. И тут перед эмигрантами встала проблема — как сохранить национальную идентичность за рубежом. Одним из главных средств для этого стало русское образование.
В области военного образования очень многое было сделано Русским общевоинским союзом, под патронажем которого организовали военные школы, курсы и училища, готовившие кадры для русской армии вплоть до начала Второй мировой войны. Но большая часть эмигрантов была гражданскими лицами, им требовалось стандартное качественное университетское образование. Создание же такого учебного заведения дело очень сложное, поэтому их было совсем немного, а, пожалуй, главное место среди них занял Карлов университет, который с 1921 года начал принимать и обучать студентов из числа русских эмигрантов. Кстати, стоит отметить, что что это был не первый случай в истории. Известно, что еще в Средние века в Праге обучались русские студенты родом из Галицкой Руси, находившейся под властью польских королей.
После эвакуации Крыма пал последний бастион старой России. Европа столкнулась с большим числом беженцев, спасавшихся от большевистского режима, но лишь немногие страны отнеслись к этим людям сочувственно и протянули руку помощи. Среди доброжелателей оказалась Чехословакия. Президент республики Томаш Масарик распорядился принять государственную программу «русская акция». Говоря о Масарике, стоит упомянуть, что еще во время Первой мировой войны он вел переговоры с русским правительством от лица чешского национального движения. Тогда обсуждалось будущее Чехии, и Масарик решительно настаивал на том, чтобы правителем возрожденного Чешского королевства стал принц из дома Романовых. Тогда будущий президент говорил, что «чешский народ — это необходимо решительно подчеркнуть — является народом полностью русофильским».
Чехословакия приняла множество русских эмигрантов, предоставила им финансовую помощь, а государство содействовало в поисках жилья и работы. Но главным пунктом «русской акции» была помощь в получении образования для множества молодых людей, только что прошедших Гражданскую войну. В сентябре 1921 года был организован «Комитет по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике», который немедленно начал работу по приглашению в Прагу самых видных русских ученых. Бессмысленно даже пытаться перечислить всех, кто отправился в старинный славянский город, но среди самых громких имен можно вспомнить П. Струве, Г. Вернадского, С. Булгакова, А. Кизеветтера, Е. Шмурло, М. Шахматова. Весь цвет русской науки собрался тогда в Праге, помогая чехам создать крупные научные школы в славяноведении, византинистике, философии, истории и юриспруденции.
Забавный факт — некоторые либералы как из числа эмигрантов, так и чехов полагали, что, изучая юриспруденцию, русские студенты должны получать образование только в сфере современного чешского права. Но профессура настояла на необходимости изучения права Российской империи — так сильна была вера в то, что выпускники университета пригодятся будущей России, свергнувшей большевистское иго.
Для русских студентов отменили требование о сдаче экзаменов на чешском языке, обучение в университете стало бесплатным, хотя во всем мире желающим получить высшее образование приходилось платить немалые деньги. Курсы русских профессоров для русских студентов также было разрешено читать на родном языке. Все эти меры способствовали необыкновенному взлету популярности Праги как центра высшего образования эмиграции. Своеобразным знаком качества стали многочисленные защиты русских диссертаций.