
Русский князь Святослав Игоревич отличался редкой воинственностью. В те далекие времена, когда хорошим правителем был тот, кто постоянно сражается со своей дружиной в поисках богатства и славы, он всеми считался идеальным князем. Святослав провел всю свою жизнь в походах, всегда сам участвовал в сражениях и показывал своим воинам пример личной храбрости.
После того, как была уничтожена Хазария, да так, что сама память об этом народе стерлась со страниц истории, Святослав отправился войной на Болгарию. Казалось бы, где Русь, а где Болгария? Но Святослав пошел на войну не просто так. Он оказался замешан в сложные интриги константинопольского двора. Все началось с того, что император Никифор II отправил к русскому князю посольство с предложением щедрых даров. Взамен русские должны были вторгнуться в Болгарию, изрядно пограбить ее и уходить с любой добычей, что им удастся захватить.
Болгария в то время была большим и богатым славянским царством. Она требовала у Византии дань, угрожая военными набегами, а болгарский князь принял царский титул, ставивший его наравне с византийскими императорами. Да и наличие под боком у Константинополя недружественного государства очень сильно раздражало императоров. Воевать самостоятельно не входило в планы византийцев, а вот воспользоваться наемниками считалось очень хорошим и правильным делом. Но император Никифор II допустил большую ошибку – отправил к Святославу послом честолюбивого патриция Калокира.
Посол не только выполнил свою миссию и договорился о набеге на болгар, но и вступил в заговор со Святославом. Он предложил русскому князю не просто пограбить Болгарию, а забрать ее себе, затем совершить поход на Константинополь, свергнуть Никифора II и отдать императорскую корону самому Калокиру. Взамен он обещал Святославу союз и вечную дружбу. Предложение показалось русскому князю очень привлекательным, и киевская дружина отправилась в путь в 967 году.
В течении двух лет непрерывных боев Святослав захватил восточную Болгарию и разделил ее с уже правившим царем Борисом II. Причем еще и договорился с болгарами о союзе против византийцев. От такой наглости уже новый император Иоанн I пришел в недоумение. Калокир, всюду следовавший за русским войском, рвал на себе волосы, сожалея, что ввязался во всю эту историю. Было понятно, что никакая императорская корона ему уже не светила. Святослав же сделал свою ставку в городе Переяславец.
Русский князь объявил его столицей новой державы, объединяющей северных славян – русов и южных славян – болгар. Когда киевляне просили князя вернуться на родину, то он заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Позиция, надо сказать, совершенно типичная для раннего Средневековья, когда правители очень легко могли поменять на только владения, но и национальную самоидентификацию.
К 970 году Святослав сколотил неплохой альянс в составе русов, болгар, венгров и печенегов, после чего во главе большой армии пошел войной уже на Византию. Русское войско разбило византийцев. Святослав подошел к стенам Константинополя, но самоубийственный штурм устраивать не стал, а взяв богатую дань, отступил. Иоанн I попробовал договориться со Святославом. Но тот ответил, что русские воины – это «мужи крови, которые оружием побеждают врага». Император понял, что дело придется заканчивать войной.