🦅
Лучшие компании не разделяют стратегию и маркетингПрошли времена, когда можно было четко провести черту между стратегией и маркетингом. Но это не всегда было так: понятия пришли совсем из разных областей
1️⃣ Маркетинг пришел из продаж: нужно было научиться продавать все больше и больше , выводить на рынок то и там, что и где захотят купить. Так в 40-х появилось понятие "маркетинг-микс", а там уже в 60-х появился самый известный концепт в истории маркетинга — 4Р: product, price, promotion, place. Концепт подразумевает, что компании следует оптимизировать свои планы под него, чтобы продавать больше
2️⃣ Резко отличается по происхождению бизнес-стратегия, которая пришла из военной науки. Здесь компания отвечает на другой вопрос: как мне побить врага? В бизнес-контексте речь, конечно, идет о конкуренции. Матрица BCG с логикой, что надо использовать ресурсы Дойных коров, чтобы искать Звезды — это вот про это и есть. Замечу, что в этом взгляде вообще особо никто не спрашивает потребителя. Он как бы есть и он хочет твой товар, а ты — компания — сделай так, чтобы его желание было защищено от конкурента
❗️
Как итог, в то время эти два понятия действительно сильно отличаются:
— корни маркетинга лежат во взаимоотношениях компании и ее потребителя
— корни стратегии лежат во взаимоотношениях компании и ее конкурентов
Но со временем понятия пошли навстречу друг другу. Маркетологам стало понятно, что эффективность их 4P еще и зависит от действий конкурентов на рынке, и надо так оптимизировать каждое Р, чтобы найти свою нишу. В свою очередь, стратеги поняли, что для победы над конкурентами необходимо иметь глубокие знания о том, чего именно хотят клиенты, ведь это приведет к лучшей производительности компании по сравнению с конкурентами
📌
А теперь грань стерлась совсем. Хороший маркетинг и хорошая стратегия — это про то, как делать выбор с ограниченными ресурсами, который позволит компании превосходить конкурентов на конкрентных целевых аудиториях
Бизнес-школы до сих пор инерционно преподают две дисциплины вместо интеграции их в одну. Компании до сих пор хотят от людей специализации, поэтому существуют отдельные департаменты стратегии и маркетинга. Но лучшие мировые компании, например, P&G, уже отказались от этой практики. Их опыт описан ex-CEO в книге
Playing to Win: How Strategy Really Works, которая имеет рейтинг 4.5/5.0 на Amazon
Будет возможность — прочитай
via
@stratmarketing