Size: a a a

Евгений Сжёнов

2020 April 23
Евгений Сжёнов
За шесть недель с начала масштабного перехода на дистант у преподавателей российских вузов накопилось множество позитивных решений, значительную часть из которых они будут применять на практике и после окончания пандемии. Среди таких практик множество «лайфхаков» о том, как удерживать внимание и мотивацию студентов к обучению во время карантина, как организовать тайм-менеджмент преподавателя и студента в дистанционной работе, как стоит скорректировать содержание учебных материалов для занятий онлайн и многое другое.

Прямо сейчас говорим об этом с самыми продвинутыми преподавателями : https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
2020 April 24
Евгений Сжёнов
В далёком уже 2014 году ряд экспертов пытался убедить заместителя Министра образования и науки Климова и его команду (на фото) в том, что в университетах нужно развивать дистанционные технологи  и гибридные (смешанные) форматы обучения.Тогда чиновники нас не услышали. А сегодня дистанционные технологии - это ключевая повестка для Минобрнауки, а гибридные/смешанные формы обучения называют "вызовом будущего" для системы высшего образования. 27 апреля на ММСО в разговоре с профильным заместителем Министра Афанасьевым и ректорами ведущих вузов России мы протестируем готовность Министерства отвечать на вызовы как настоящего, так и будущего.
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
2020 April 26
Евгений Сжёнов
По мнению ведущих экспертов (и у нас и в мире) вынужденный переход на онлайн-обучение естественным путём вызовет если не революцию, то по меньшей мере полноценную реформу в образовании. Все мы на время погрузились как будто в иное измерение - параллельную реальность.

Готовясь к панельной дискуссии с заместителем Министра Дмитрием Афанасьевым, ректорами НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и  РАНХиГС Владимиром Мау (завтра в 9:15, сразу после выступления Министра Валерия Фалькова - оно в 9:00), я переговорил с десятком ведущих специалистов в сфере университетского менеджмента.

Коллеги делают интересные наблюдения:

Очевидной стала важнейшая роль университета как физического пространства социализации,  межличностного общения, группового взаимодействия. Месяц дистанта показал, что онлайн этого дать не может
                         
Практика показала,  что большинство университетов мира не способны обеспечить качественное онлайн обучение:очень многие заверения оказались фикцией и иллюзией - многие онлайн курсы оказались презентациями в ppt, а лекции - говорящими головами
                           
Разрыв поколений текущих преподавателей и студентов по использованию онлайн инструментов оказался еще больше,  чем мы думали
                           
Онлайн образование выкидывает из системы высшего образования науку,  а без науки нет качественного высшего образования

Университеты поняли,  что может быть выгоднее использовать по части предметов онлайн курсы других вузов,  чем держать на работе своего преподавателя,  особенно слабокомпетентного

Поучившись вынуждено по онлайн курсам других вузов студенты поняли,  что знание преподавателя не сакрально,  его можно найти через онлайн. И преподавателям теперь придется заново зарабатывать свой авторитет

Всех приглашаю завтра в 9:15: будет интересно.

https://mief2020.mmco-expo.ru/program/novoe-vysshee-obrazovanie-kakim-ono-budet-posle-vynuzhdennogo-perioda-distantsionnoy-raboty
источник
Евгений Сжёнов
Сегодня стартовал  Московский международный салон образования.

А завтра, 27 апреля, одна из первых дискуссий будет посвящена новым подходам к организации высшего образования после периода дистанционной работы
https://t.me/scienpolicy/9365
источник
Евгений Сжёнов
Дания объявила об отмене экзаменов для младших классов средней школы, в России ученики 9-х классов, выпускающиеся из средней школы, будут сдавать только два обязательных экзамена, русских и математику, в тоже время единый государственный экзамен после 11-ого класса сохраняется, но переносится на неизвестный срок. В Венгрии выпускные экзамены начнутся 4 мая и будут состоять в основном только из письменных тестов. Устные экзамены будут организованы только по тем предметам, по которым письменные тесты недоступны. Руководство страны считает, что полная отмена экзаменов привела бы к «ситуации хаоса» вокруг процесса подачи документов в вузы, которую они не хотят допустить. В Малайзии Министерство образования объявило об отмене экзаменов по тестам успеваемости в начальной школе. Министерство разрабатывает специальную методику для оценивания образовательных результатов школьников, которые будут учитываться при их поступлении в техникумы. Экзамены для учащихся средней школы будут отложены и перенесены на август 2020 года и первый квартал 2021 года. В Сингапуре отменены экзамены по итогам полугодия, но финальные экзамены (после средней и старшей школы) будут проведены в условиях серьезных мер предосторожности, экзамены родного языка и экзамены после начальной школы. Все экзамены перенесены на срок от одной до 2,5 недель.
Наконец, некоторые страны и учреждения решили изменить школьные и университетские экзамены и провести тестирования в режиме онлайн. В Великобритании студенты шестого курса медицинского факультета впервые сдали онлайн-экзамены в формате «открытой книги» (способ, когда студентам можно пользоваться вспомогательными материалами на экзамене). В США Правление Advanced Placement (AP) объявило о подобном подходе, указав, что экзамен будет короче, изменен и будет включать материалы, пройденные до закрытия школ на карантин.
В некоторых странах решения о конкретных сроках и форматах проведения выпускных экзаменов еще не были приняты и экзамены отложены на неопределенное время (в качестве примера можно привести Карибы, Китай, Колумбию, Грецию, Гонконг, Ирландию).
В Соединенных Штатах, выпускные экзамены (SAT), необходимые для поступления в большинство университетов, были перенесены с июня на конец августа – начало осени. В Чехии и Польше проведение единых вступительных экзаменов в общеобразовательных школах планируется в полном объеме, но будет доступно не ранее июня 2020 года. В Германии выпускные экзамены в средней школе будут проводиться в полной мере в соответствии со строгими правилами гигиены и социального дистанцирования.
Приблизительно 150 000 студентов из 156 стран не сдают экзамены на международный бакалавриат. Вместо этого студенты будут награждены дипломом или сертификатом курса «на основе работы студента в течение курса и внедренной в курс системы оценки качества образования».
 
Повторное закрытие школ в некоторых странах, снятие карантина – в других
 
Сингапур и Южная Корея, две страны, которые недавно открыли школы и вернули учеников в классы, но совсем скоро вновь закрыли все учебные заведения после увеличения количества заболевших COVID19. На данный момент в Сингапуре начало следующего семестра планируется 2 июня 2020 года. Поскольку 3 семестр будет более продолжительным, будут установлены более короткие каникулы на одну неделю с 20 по 26 июля 2020 года.
 
Италия объявила, что начинает наблюдать снижение уровня заражения и, таким образом, переходит к этапу II выхода из карантина, который Правительство страны называет «жизнь с вирусом», который начнется в начале мая. Этот этап будет включать постепенное открытие экономики и возврат к нормальным условиям, но не предполагает немедленного открытия школ. 6 апреля совет министров Италии принял декрет, которым предусматривались два сценария для завершения учебного года — 2019/20 в зависимости от того, возобновятся или нет занятия до 18 мая.
Учите, учитесь, берегите себя и близких!
источник
2020 April 28
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
Экспертные прогнозы о будущем российского высшего образования (1/5)

Одной из ключевых дискуссий вузовского дня Московского международного салона образования – 2020 стала панельная дискуссия / круглый стол «Новое высшее образование: каким оно будет после вынужденного периода дистанционной работы». Модератором выступил научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Евгений Сженов: Тема нашего разговора не просто актуальна, по мнению ведущих экспертов и у нас, и в мире, вынужденный переход на онлайн-обучение естественным путем вызовет, если не революцию, то по меньшей мере, полноценную реформу в образовании. Все мы на время погрузились, как будто в иную параллельную реальность. Каким будет будущее высшего образования? К каким изменениям готовиться преподавателям и руководству вузов уже сейчас? Какие вызовы стоят перед нами уже сегодня? Наши спикеры не просто знают ответ, они в полной мере являются архитекторами высшего образования в России. С нами сегодня Дмитрий Владимирович Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, Ярослав Иванович Кузьминов, ректор «Высшей школы экономики» и Владимир Александрович Мау, ректор РАНХиГС. Вернутся ли высшее образование после коронавируса в докоронавирусный формат, а если нет, то что ждет вузы?

Дмитрий Афанасьев: Доброе утро, уважаемые коллеги! Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. Но я бы начал отвечать по-другому. Я вижу 2 возможных негативных сценария, которые мы ни в коем случае не должны допустить. Первый сценарий, когда студенты и преподаватели, пережив сложное время, пережив новые технологии, скажет: «Ну а теперь давайте вернемся и будем жить по-прежнему, забудем этот период или оставим его в памяти всего лишь». И другой сценарий, когда вузы, спохватившись, что они не готовы были встретить новый вызов, начнут на скорую руку, что называется, клепать плохие онлайн-курсы, чтобы закрыть дефицит имеющихся информационных ресурсов. Вот эти крайности, между которыми мы должны найти свое решение, потому что никто не говорит в серьез, что лекционно-семинарская форма умрет сразу и везде прям на завтрашний день, а вот каким будет новое вот это самое смешанное обучение, как оно интегрирует задачи, чтобы образовательному процессу быть вариативным, чтобы интегрировать индивидуальные образовательные траектории и групповую работу, чтобы развивать, так называемое, адаптивное обучение и так далее – здесь огромный простор дискуссии, поэтому главный ответ такой: будущее будет таким, каким мы его создадим и отсюда из министерства, и из вузов.

ЕС: Спасибо большое. Ярослав Иванович, Вы задолго до начала пандемии громко говорили и предприняли конкретные действия по повышению качества и широты охвата онлайн-форматов. Что скажете по этом вопросу?

Ярослав Кузьминов: Короткий ответ: высшее образование в старый формат не вернется. Не вернется по одной причине: сопротивление новому обычно основано на том, что новое не пробовали, его к себе не прикладывали. Сегодня у нас 90% преподавателей и 100% студентов попробовали и не просто попробовали, а начали реально работать в цифровой среде, поэтому психологический порог преодолен и будущее оно будет совершенно точно другим. Все поймут, что образование делится не на очное, вечернее и так далее, не по месту его получения, а по интенсивности включения в него преподавателей и студентов. Можно зевать на лекциях, можно играть в морской бой на семинаре, а можно очень интенсивно работать в онлайне и 36% опрошенных студентов говорят, что они стали гораздо интенсивнее работать. Не преподаватели, преподаватели почти все, а студенты. Это очень важный результат.

Видео-запись: https://yadi.sk/i/6BY13I_E8b2SQQ
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
Локомотив ДПО (1/3)

Дополнительное образование как локомотив развития вузов сегодня в рамках ММСО-2020 обсуждали на панельной дискуссии / круглом столе «Федеральный проект «Новые возможности для каждого»: развитие вузов через призму ДПО».

Модераторами дискуссии выступили Дмитрий Гужеля, основатель проекта «Универсариум», и Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика.

Евгений Сженов: Сфера непрерывного образования динамично растет; быстрее, чем другие образовательные секторы. Пандемия скажется негативно на экономике, что отразится и на ДПО. При этом в нацпроекте «Образование» есть проект дорожных карт в области ДПО. Участниками сегодняшнего обсуждения станут Андрей Омельчук (заместитель министра науки и высшего образования) Игорь Реморенко (ректор МГПУ), Елена Загайнова (ректор Университета Лобачевского – ННГУ), Исак Фрумин (научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ). Развитие высшей школы. Министр отметил, что ДПО для МОН крайне важен и он будет им заниматься.

Инструменты ДПО приобретают особую важность, какое развитие проект будет иметь в 2020 году?

Исак Фрумин: Среди всех показателей развития образования Россия существенно отстает от остальных конкурентов только по одному – непрерывному образованию. Проблема должна решаться с федерального уровня – так возник проект «Новые возможности для каждого». Масштабы его финансирования и механизмы его реализации были недостаточны для реализации даже до кризиса. Нужны бОльшие масштабы и другие инструменты. Даже в Москве с момента начала самоизоляции только официально зарегистрированных безработных выросло в 2 раза. Надо искать новые ходы, чтобы эту потребность восполнить. Университеты могут стать драйверами рынка непрерывного образования в стране.

Дмитрий Гужеля: Насколько вузам надо включаться в гонку с коммерческими компаниями по предложению образовательных услуг?

ИФ: Нужно ли это вузам? Без выхода на данный рынок университеты не смогут свести концы с концами. Вузы лишатся значительной части дохода. Почти 40% бюджета (в разных вузах по-разному) составляют внебюджетные доходы. Поэтому важно выйти на этот рынок и стать конкурентоспособными. Для реализации у университетов есть все необходимое. Это вопросы выживания вузов после пандемии.

ДГ: Игорь Реморенко представляет нетипичный российский университет, который решает задачи города. Насколько для вас важно ДПО? Какие кейсы?

Игорь Реморенко: Были программы на рынке ДПО, на которые не очень обращали внимание (например, по подготовке парикмахеров). Ряд программ переподготовки и просто подготовки имеет смысл по сути университетского образования. Есть студенты с ментальными нарушениями, участие в жизни таких обучающихся развивают эмпатию, важную для педагогов. Такого рода программы могут быть в большей степени внимания вузов. Рынок повышения квалификации растет. При этом он стал прозрачным.

Сейчас школы сами могут выбирать направления повышения квалификации своих сотрудников. На этом можно играть при формировании рынка ДПО, но его надо демонополизировать. Требуются релевантные программы. Еще один проект – оценка вузом предметных компетенций педагогов: берется научная разработка психолого-педагогических компетенций учителя, на основе этой оценки преподаватель получает индивидуальную программу подготовки. Программа ориентирована на закрытие имеющегося кадрового дефицита. Она конкурирует на существующих рынках. Проводится обучение педагогов в русских школах за рубежом – но прежде, чем учить, выявляются области дефицита знаний и навыков.
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
Дополнительное или расширенное основное? (1/4)

Дополнительное образование в настоящее время является инструментом реагирования на запросы быстро меняющегося рынка труда. Сегодня на ММСО-2020 обсуждали эти процессы на панельной дискуссии / круглом столе «Изменение роли ДПО в целях развития национальной системы профессиональных квалификаций».

Модератором дискуссии выступил Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Евгений Сженов: Рост востребованности ДПО на фоне экономических кризисов происходит всегда. В связи с этим реализация программ допобразования особенно важна в эпоху коронавируса. Свои точки зрения в дискуссии представят эксперты из разных областей: Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования РФ, Андрей Омельчук, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, Леонид Вахнин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ, Максим Румянцев, ректор СФУ, Илья Коршунов, заместитель директора института образования НИУ ВШЭ, Светлана Крайчинская, заместитель генерального директора по подготовке кадров и директор академии WorldSkills Russia.

Какие оперативные меры по реформированию ДПО возможны в ближайшее время? Вопрос к Екатерине Бабелюк.

ЕБ: ДПО актуально по следующим причинам: в отличие от высшего образования ДПО гораздо меньше зарегламентировано, что позволяет оперативно реагировать на запросы рынка. Высшее образование – это длинный цикл. Допобразование как инструмент оперативного реагирования наиболее удобен. Есть плюсы и минусы. И если незарегламентированность это плюс. То минус в том, что работодателей интересует вопрос качества. Нужны инструменты оценки качества реализуемых вузами и организациями программы. Недостаточно инструментов корпоративного переобучения. Любой программе необходимо получить знак качества. Вводить аккредитацию излишне, это затормозит развитие ДПО. Применять надо профессиональную общественную аккредитацию, это повысит доверие работодателей. В рамках проекта «Новые возможности для каждого» при утверждении конкурсной документации можно устанавливать требование к общественной аккредитации. Нужны критерии оценки качества ДПО. Нельзя забывать, что повышение квалификация или переподготовка не равняются высшему образованию. Не предусматривается перезачет высшего образования переподготовкой (комплексом программ) и это тоже проблема. Запрос большой, появляется много трудовых функций, особенно в ИТ сфере. Не везде требуется подготовка 4 года. Профстандарты привязаны к высшему образованию, это тоже надо отвязать.

ЕС: Надо ли корректировать подход для системы профессиональной квалификации?

Леонид Вахнин: Система профессиональной квалификации – молодое явление на рынке труда. Надо ставить вопрос о планомерном развитии этой системы. Ее результатом станет новая система развития на рынке труда. Все прогрессивные вещи важны и закладываются, но стратегия имеет многоуровневый характер. Точечные решения – следующий этап работы. Это гибкая система, которая своевременно позволяет обновлять знания без лишней бюрократии. Но надо обеспечить параллельное развитие. ДПО никак не учитывается по закону. Но многие стремятся получать свидетельства о прохождении программ. Важны навыки, а не бумаги, это надо учитывать при приеме на конкурсной основе на замещение вакантных должностей. Легализовать ДПО – на это Минтруда смотрит положительно. Программы отвечают запросам предпринимателей и работодателей. Хорошо зарекомендовали себя в этом направлении корпоративные университеты. В целом работа с Минобрнауки идет удачно и прогрессивно по разработке и трудовых, и образовательных стандартов.
источник
2020 April 29
Евгений Сжёнов
Госдистантэкзам (1/3)

Сегодня одной из самых горячих тем в высшем образовании остаются государственные экзамены – точнее, в какой форме они будут проводиться и не отказаться ли от них они в условиях пандемии?

Недавний опрос, проверенный НОП, показал, что большинство университетов не планирует отказываться от проведения госэкзаментов (около 60%). В то же время, около 40% вузов собираются полностью или частично воспользоваться предоставленной возможностью. Минобрнауки в данном случае приняло взвешенное решение и представило вузам право выбора – в зависимости от эпидемиологической ситуации в конкретном регионе.

Так ВШЭ на ряде факультетов (например, соцфаке) в этом году откажется от госов, но другие вузы (тот же МГУ) приняли решение итоговую аттестацию проводить, но в дистанционном формате.

НОП обратился к своим коллегам с просьбой переговорить по данному вопросу с ректорами самых разных университетов.

По нашей просьбе с ректорами университетов побеседовали научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов и советник Президента Российского союза ректоров Райфа Биткова.
источник
Евгений Сжёнов
Госдистантэкзам (2/3)
ЭАЦ «Научно-образовательная политика» и РСР специально для @scienpolicy

Виктор Садовничий, президент РСР, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова:
Государственные экзамены, как и защиты выпускных работ, будут проходить в дистанционном формате с соблюдением всех необходимых в данном случае требований.

Это идентификация личности сдающего, прокторинг – процедура контроля на онлайн-экзамене, онлайн-работа государственных экзаменационных комиссий.

В том числе с использованием дистанционной платформы МГУ «Университет без границ».

Владимир Филиппов, ректор РУДН:
Ученый совет университета принципиально поддержал проведение защит выпускных работ и сдачу государственных экзаменов. Но формы проведения государственной итоговой аттестации определяются факультетами и институтами в зависимости от специфики направления подготовки.

В случае если ограничительные меры будут продлены, проводить ГИА будем в дистанционном формате. Прорабатываются различные форматы: тестирование, письменный экзамен может проводиться в форме ответов на вопросы, решения ситуативной задачи, разработки проекта, устный экзамен может – в форме собеседования или ответов на вопросы по видеосвязи. При защите выпускных квалификационных работ выступление, ответы на вопросы, демонстрация материалов также будет проходит через видеосвязь.

Основные ресурсы для проведения ГИА – собственная информационная система и MS TEAMS. Сейчас детально прорабатываем технологию и алгоритмы проведения ГИА.

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета:
Из 391 образовательной программы УрФУ на 15 состоятся госэкзамены с применением прокторинг-систем: это коснется 287 студентов трех наших институтов — радиоэлектроники и информационных технологий; физико-технологического; физической культуры, спорта и молодежной политики.

Елена Катаева, ректор МГТУ «СТАНКИН»:
Наш университет имеет опыт проведения государственной итоговой аттестации в дистанционном формате. Так уже на протяжении нескольких лет студенты, обучающиеся, по программе Erasmus+, защищали выпускные квалификационные работы посредством конференц-связи, находясь в Польше.

В этом году масштабы применения дистанционных технологий в образовательной деятельности превзошли все самые смелые ожидания, и в первые в университете, как и в большинстве других вузов, весь выпуск по всем уровням образования планируется проводить в дистанционном режиме. В университете используется LMS система дистанционного обучения на базе Moodle, которая позволяет проводить защиту в режиме конференции, используя встроенный инструмент для проведения вебинаров Big Blue Button. Мы планируем организовать защиты ВКР через эту систему, при этом обязательным условием будет видео запись всего процесса защиты, включая доклад и ответы на вопросы членов ГЭК.

Если говорить о механизме проведения, то он будет включать несколько этапов: составляется расписание проведения защит, доводится до обучающихся и членов ГЭК; за день до защиты, студенты высылают свои раздаточные материалы секретарю ГЭК, который посредством почты доводит ее до членов ГЭК; во время защиты обучающийся сначала показывает в камеру свой паспорт, потом только начинает свою речь, при этом необходимым условием является одновременное выведение на экран презентации и докладчика; после доклада всех защищающихся, комиссия проводит совещание и выставляет оценки; по окончании защит председатель комиссии озвучивает оценки обучающимся.
источник
2020 May 03
Евгений Сжёнов
Студенты университетов по всему миру повышают планку требований к преподавателям в части онлайн-обучения.

Это заставляет преподавателей искать новые "фишки" в учебном процессе, совершенствуя свои компетенции, а также делиться опытом с менее продвинутыми коллегами.

Бесплатный crash course состоит из семи уроков, которые касаются различных аспектов онлайн-обучения. В рамках курса спикеры делятся своим опытом, полезными советами и хитростями о том, как подойти к решению проблемы онлайн-обучения студентов.

https://www.euroclio.eu/what-we-do/professional-development/online-course-for-online-teaching/
источник
Евгений Сжёнов
Ещё один пример предстоящего (6 мая) онлайн-вебинара по организации дистанционного учебного процесса. Чем дольше длится период вынужденной изоляции, тем более продвинутыми становятся преподаватели по всему миру.

Речь пойдёт о стратегиях организации учебного процесса и идеях для своевременной поддержки преподавателей, студентов и родителей во время COVID-19.

https://www.iss.edu/community/online-learning/webinar-engagement
источник
2020 May 06
Евгений Сжёнов
Уже пару дней наблюдаю на разных уровнях (в телеге, соцсетях, разных чатах, в ведомственной аналитике и т.д.) попытки перетягивания одеяла между умными и успешными людьми.

Насколько же это отвлекает от работы, от реального, созидатетельного конструктива.

15 лет наблюдаю за нападками на министров и членов их команд: и ничего не меняется. Мне повезло быть рядом и работать со многими руководителями, начиная с В.М.Филиппова, с которым я проработал до проректора РУДН, и  25-летним пацаном организовывал форум с выступлением молодого Министра Фурсенко (2006 год, ВДНХ). Где пафосные критики ЕГЭ времени Филиппова и Фурсенко? Ветер истории унёс их почти всех.

Где те, кто громили Ливанова за реформы и науку? А где большие религиоведы, склонявшие "бабушку"? Даже недавние критики закона об иностранцах (при Котюкове) заняты чем-то своим.

Конъюнктурные нападки во все периоды были эмоциональными, злыми и хейтерскими.

Принесли ли они заметную пользу науке и образованию? Дали ли прорыв в работе Минобразования/Рособразования/Минобрнауки?

Очевидно, нет. Всегда это - мышиная возня в борьбе за бюджеты, переподчинение чего-нибудь на межведомственном уровне, борьба за лишнюю встречу с первым лицом или  расположение председателя Правительства.

Знаю очень многих вчерашних великих серых кардиналов, хитрых лоббистов или особо приближенных чиновников.
Знаю тех, кто запускал цепочки, приводившие к снятию федеральных министров.
Никто из них не имеет в жизни особого счастья. Никто из них не имеет специального здоровья.
Нет даже тех, кто обрёл несметное состояние.

Удивительно, но недавние высокопоставленные предатели и подлецы так или иначе выходят на периферию нашей сферы и теряют влияние, а часто и уважение коллег.
Некоторых я спрашивал - а стоило ли тогда вот так поступать?
Большинство не уверено в верности ранее совершенных поступков.

Вот и сейчас хочу спросить (а у меня в канале есть пару десятков сильно не командных игроков среди читателей): коллеги, а стоит ли так раскачивать лодку, в которой вы тоже плывёте?

Мы живём и работаем в уникальное время: сложное и интересное. Сегодня дружеское плечо ценится гораздо больше чем в докоронавирусный период.

Научитесь подставлять его!
Добро точно вернётся.
источник