Size: a a a

Евгений Сжёнов

2020 April 16
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
В режиме карантина мы с коллегами стараемся соединить видеомостами как можно большее количество университетов и их лидеров.

Интересно, что около 80% руководителей вузов с большим энтузиазмом открыли для себя мир онлайн-диалога. Без всякого сомнения, для них после падения вируса высшее образование станет принципиально новым, иным: о чём недавно говорил Министр Фальков.

Есть и другие коллеги - часть ректоров даже не в курсе, что Минобрнауки проводит заседания рабочих групп и методически и кадрово поддерживает регулярные вебинары: мы с коллегами сформировали работу Горячей линии в помощь Минобрнауки - регулярные вебинары уже стали неотъемлемой частью жизни вузов на удалёнке.

Буквально несколько часов назад закончился наш вебинар с Ассоциацией "Глобальные Университеты" и Институтом образования НИУ ВШЭ: хорошо поговорили о правовых аспектах работы вузов.

И уже завтра с утра продолжим с коллегами из команды Дмитрия Пескова: конечно, с участием ректорского сообщества и представителей Минобрнауки.

Поговорим о скорой аттестации студентов в период сессии, о формате ВКС и иных злободневных проблемах и их решениях.
источник
Евгений Сжёнов
Коллеги, приглашаю всех завтра прямо утром принять участие в вебинаре

#LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года – 2020?#LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года – 2020?

Экзамены и аттестация – ключевой вопрос для всех вузов, без исключения. Который, если копнуть, разворачивается как огромная карта, в которой невозможное число белых пятен. Как организовать? С чего начать? Как проконтролировать? Как зачесть? Каким образом собрать комиссию и обеспечить ей грамотные условия для работы? Как все, что придется сделать, гармонизировать с существующей «нормативкой» etc.?
Давайте разбираться.

Мы пригласили для диалога коллег из Минобрнауки и наших друзей из ряда университетов, так что будет горячо и  интересно!

17 апреля в 9.00 (МСК) на канале Go Online обсудим вопросы:

Какова позиция Минобрнауки России по проведению ГИА и ВКР в 2020 году, когда и какого ждать системного решения?

 С какими техническими, методическими и организационными сложностями сталкиваются университеты при организации дистанционной итоговой аттестации и как это решается? Опыт вузов.

 Как оптимально организовать экзамен с учетом особенностей дистанционного формата?

Как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?

 Какие особенности платформ прокторинга важно знать при организации итоговых аттестаций?

Модератор: Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35.

Эксперты:

Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;

Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета | ТГТУ;

Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета | ПГУ;

Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета | ТГУ;

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35;

Надежда Ярушкина, врио ректора Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ | Ульяновский Политех);

Борис Костишко, ректор Ульяновский государственный университет УлГУ;

Никита Мишаков, директор по  развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu;

Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus – разработчика сервиса по анализу поведения пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций;

Василий Лебедев, ректор, основатель и генеральный директор Школы креативного мышления ИКРА
.

https://vk.com/go_online_university?w=wall-193461053_117
источник
2020 April 17
Евгений Сжёнов
Сегодня наш live у Иры Белозёровой с Бабелюк,Третьяковым, ректорами самарского консорциума НОЦ "Инженерия будущего" посмотрели 4600 человек. Основная часть аудитории - подписчики "Научно-образовательной политики". Обязательно продолжим с коллегами этот яркий формат дискуссии.
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
2020 April 18
Евгений Сжёнов
Поздравляю Наташу Кравченко с включением в состав Общественного Совета при Минпросвещения.

Наташа - настоящий боец, погруженный в проблематику НТИ и хорошо знакомый всем ключевым акторам.

Помню как улыбался Алексей Комиссаров, когда мы делали летнее интервью на Острове в Сколтехе: увидел Наташу, которая отвечала за стабильность проведения мероприятия.

Наташ, теперь вечерами сможете устраивать семейные баттлы - Парламентский контроль versus Общественный контроль :)

https://t.me/stranavozmojnostey/127
источник
2020 April 20
Евгений Сжёнов
Интервью с Ириной Карелиной (1/3)

По просьбе редакции НОП научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов поговорил с Ириной Карелиной – исполнительным директором Ассоциации «Глобальные университеты», старшим директором по стратегическому развитию НИУ ВШЭ и одним из ведущих российских экспертов по стратегическому развитию вузов.

Ассоциация «Глобальные университеты», наряду с Институтом образования НИУ ВШЭ и «Научно-образовательной политикой» является организатором «вебинаров Минобрнауки» – каждую неделю мы собираем тысячи вузовских руководителей и обсуждаем самые горячие темы, связанные с учебным процессом в период коронавируса.

ЕС: Ирина Георгиевна, Ассоциация «Глобальные университеты» объединила ведущие вузы страны. Чем сейчас живёт Ассоциация, как помогает своим членам?

ИК: Можно сказать и так. Но если быть точным, то ассоциация объединяет только часть ведущих университетов, а именно университеты-участники проекта повышения глобальной конкурентоспособности университетов («проект 5-100»). Поэтому эту группу вузов уже все привыкли называть «глобальные университеты», они активно продвигают российское образование и науку на глобальному рынке.

ЕС: Сотни читателей НОП из числа руководства вузов ежедневно благодарят за наш с вами проект вебинаров для вузов. Они с первого дня стали точкой сборки для организации работы университетов в условиях пандемии. Расскажите о них.

ИК: Вузы 15 марта оказались в непростых условиях: вышел приказ Министра  Валерия Фалькова, который рекомендовал всем вузам перейти на тотальный дистанционный режим учебы и работы. Конечно, в современных условиях многие вузы уже опробовали разные формы онлайн-обучения. Но это не было столь масштабным, как предстояло реализовать. У глобальных университетов такой опыт, полагаю, гораздо больше, чем у других вузоы. Во-первых, несколько лет назад они не только научились создавать онлайн-курсы, которые позволяют замещать некоторые учебных дисциплины, но и создали российскую платформу онлайн образования. Во-вторых, все наши вузы перешли на цифровые решения управления ученым процессов – это и расписание, и электронные зачетные книжки, и цифровые аттестационные ведомости. В дополнение – мы уже три года полностью в онлайн проводим международную олимпиаду Ассоциации Open Doors для абитуриентов магистратуры, и в ней принимали в этом году участие абитуриенты из 191 страны мира. Наши университеты изучают разные практики университетов мира.

Поэтому, когда возникла ситуация необходимости перехода университетов на дистант, мы с коллегами из университетов ассоциации сразу решили, что наша социальная миссия – предложить университетам страны наши накопленные наработки, инструментом стала уже готовая ИТ-платформа и сайт олимпиады Open Doors. Идея была одобрена Министром.

Поэтому на первом этапе сайт ассоциации выполнял роль «горячей» линии, в том числе и для Минобрнауки, на которую можно было направить вопросы, связанные с переходом на дистант, и наши коллеги давали практические рекомендации.

Сейчас эту функцию выполняет Ситуационный центр Минобрнауки, а наш сайт сосредоточился на интеграции разных практик вузов.

ЭАЦ «Научная и образовательная политика» и Институт образования НИУ ВШЭ, имея пул сильных экспертов, сразу же нас очень поддержали с точки зрения расширения этой идеи на всю страну.

Проект мы тоже придумали, изучив опыт наших зарубежных коллег, которые в ситуации с эпидемией оказались значительно раньше российских университетов. Так появился портал «Продолжаем учиться. Продолжаем учить», мотивирующий университеты делиться своими практиками, знакомиться с новыми.

На этом портале все университеты страны могут поделиться своими полезными практиками. А вебинары помогают эти практики наполнить реальными жизненными рассказами «от первого лица». Причем в качестве спикеров выступают представители университетов из разных городов нашей страны. Все наши университеты богаты разнообразными управленческими и методическими решениями. Мы предлагаем им площадку, на которой об этих практиках могут узнать практически все желающие.
источник
Евгений Сжёнов
Интервью с Ириной Карелиной (2/3)

ЕС: На Ваш взгляд, с учётом обратной связи с вузами – на чьи практики организации дистанционной работы коллегам стоит посмотреть для учёта в своей деятельности?

ИК: В зависимости от развития ситуации с эпидемией в нашей стране, становятся востребованными разные практики. Например, на первом этапе это была тема организации дистанционного обучения и работы, в частности, выбор ИТ-платформ, учебных курсов; затем остро встал вопрос в части работы тех студентов, которые ее совмещали с обучением, а в новых условиях ее потеряли и оказались в сложной финансовой ситуации. Сейчас много вопросов возникает по правоприменению тех или иных действий вузов. Поэтому в разделе «Практики» сейчас выделен специальный раздел «Правовая поддержка».

ЕС: Вашим важным партнёром является Вышка, в том числе Институт образования НИУ ВШЭ, расскажите немного о взаимодействии с коллегами.

ИК: Самое тесное взаимодействие. Это не секрет, что я являюсь страшим директором по стратегическому развитию НИУ ВШЭ и научным сотрудником Института образования.

Вместе с лабораторией развития университетов мы обсуждаем, какие вопросы здесь и сейчас интересны вузам, а постоянным партнером по проведению вебинаров является ее ведущий эксперт Александр Клягин.

В ходе вебинаров Александр следит за поступающими вопросами и задает их спикерам, в зависимости от содержания их выступления. Мы хотим, чтобы наши университеты слышали не только рекомендации, но и как конкретный вуз решает конкретную проблему и с чем он при этом сталкивается.

ЕС: Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика» на связи в режиме 24/7 с сотнями вузов России. Какую обратную связь Вы хотели бы системно получать от коллег из университетов?

ИК: НОП вносит ценный вклад в вебинары, представляя оперативный отклик от большого числа читателей своего канала на те вопросы, которые мы планируем обсуждать на вебинарах. Это помогает нам еще до вебинара оценить востребованность для аудитории той или иной тематики, которую мы планируем обсуждать.

От читателей канала важно получать обратную связь в виде конкретных вопросов (только не жалоб, а именно вопросов), что их волнует, на какие из них они еще не нашли ответ. А может быть им важно просто услышать, как какую-то практику применяют другие, чтобы убедиться в правильности своих действий.
источник
Евгений Сжёнов
Интервью с Ириной Карелиной (3/3)

ЕС: Вы один из публичных экспертов, к чьему мнению прислушивается руководство Минобрнауки. Расскажите, какие темы сегодня находятся в фокусе внимания коллег из Министерства, на что стоит обратить особое внимание ректорам университетов?

ИК: Университеты – это особенные организации. Университеты всегда работают на будущее – это новые знания и технологии, это специалисты для будущего экономики нашей страны.

Поэтому для университетов характерна академическая свобода и академическая ответственность, то есть свобода выбора технологий обучения и исследований и ответственность за все новации, которые они предлагают.

Поэтому сейчас все пережили первый шок перехода на дистант и мы уже видим, как наши университеты начали «извлекать» из этого много позитивных решений, которые они возьмут с собой в новые условия после пандемии, и от каких методов они точно откажутся.

Как эксперт по стратегическому развитию университетов, я бы предложила руководителям вузов, решая каждодневные задачи, уже сейчас шаг за шагом выделять новые эффективные инструменты и те, которые стоит сохранить, но точно модифицировать. Система образования из этой ситуации выйдет, очевидно, другой – более современной, более цифровой и даже более человечной. Мы все в ситуации самоизоляции по-новому увидим человеческое общение, научимся ценить то, где личное общение является абсолютным залогом результата и успеха, а где оно усложняет решение задач. Приведу лишь несколько примеров ближайших изменений, к которым уже сейчас очевидно подготовиться университетам.

Неотъемлемый атрибут обмена новыми научными и методическими результатами – конференции. В значительной степени они перейдут в дистант, так как это просто дешевле, а информации можно получить больше и разнообразнее. Некоторые мероприятия, будут проходить в очном режиме, но дистанционный режим станет неотъемлемой частью в новых реалиях.

Что касается образовательных программ (по наметившейся устойчивой активности зарубежных университетов): многие преподаватели, опробовав новые инструменты, не захотят возвращаться к классическим лекциям, будет взрыв перехода на онлайн-программы как в основном образовании, так и дополнительном, а сейчас, насколько мне известно из основных целостных программ сейчас в России такая программа всего одна – магистерская программы «Master of Data Science» с дипломом Высшей школы экономики.

Сейчас это могут делать только вузы, имеющие право на собственные образовательные стандарты. Но в ближайшем будущем на смену заочного обучения могут прийти онлайн-программы, а очные и очно-заочные в значительной степени включат онлайн-курсы и целые модули как обязательную составляющую образовательных программ.

Появятся интеллектуальные системы самооценки знаний, отработки механических навыков и т.д.

Практически полностью на онлайн-формат перейдет и процедура поступления в вузы, начиная с процедуры подачи документов.

В отношении иностранных студентов – это полный переход на систему дистанционного приема (подача документов, проведение вступительных испытаний, в каждой программе, особенно в первом семестре обучения появится обязательная дистантная часть, это позволит снять традиционные риски «недозаезда» иностранных студентов и начинать обучение студентов «вовремя» с последующим их приездом к месту обучения.

В маркетинговых целях многие университеты наверняка сделают онлайн-туры по своему кампусу, запишут интересные видео с со своими студентами и выпускниками.

Все то, что сейчас делает только небольшая группа глобальных университетов в ближайшее время станет каждодневной практикой каждого российского вуза. И это будет новым серьезным шагом в развитии не только высшего образования, но и экономики страны, в которую массово войдут выпускники с новыми цифровыми компетенциями и новым видением картины мира.
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
Вот теперь можно поздравлять Заместителя Министра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева официально ;)

https://t.me/szhenov/376
источник
Евгений Сжёнов
Одно из последних заседаний Рабочей группы Минобрнауки РФ в "живом" режиме, до перехода в online.
За редким исключением (на фото есть чиновники, уже ушедшие из Минобрнауки) на снимке - боевая команда руководителей, ректоров и экспертов (включая героиню нашего интервью). Включая будущих заместителей Министра Афанасьева и Дружинину, скромно присевших на край стола.

Команда, которая действительно слаженно работает в непростое время.
источник
2020 April 21
Евгений Сжёнов
У Валерия Николаевича Фалькова не только хорошее стратегическое мышление, но и лёгкая рука. При поддержке Министра сегодня состоялся хороший экспертный разговор, в котором приняли участие заместитель Министра Андрей Омельчук, советник Министра Екатерина Бабелюк, Директор департамента Минобрнауки Елена Колесникова и её коллеги Инна Головина и Наталья Гвоздева, научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин и его заместитель Илья Коршунов.
Спасибо коллегам за позитивный настрой, лёгкость общения и конструктивную позицию.

Мы говорили о федпроекте "Новые возможности для каждого". Иначе говоря - о поддержке со стороны Минобрнауки в развитии вузовского ДПО. Могу порадовать наших коллег в университетах - продолжению федпроекта БЫТЬ.
И совсем скоро, 28 апреля в 10:00 мы поговорим о его будущем на специальной панельной дискуссии в рамках ММСО.
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
источник
Евгений Сжёнов
Какие возможности (в том числе нормативно-правовые) по проведению госэкзаменов в онлайне будут у вузов этим летом? Перспективы обсудили руководители вузов, уже имеющих подобный опыт, эксперты Университета 20.35, Минобрнауки, центра «Научно-образовательная политика» и компаний, предоставляющих услуги прокторинга.

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:
Самое главное для вуза — перенести в онлайн экзамены, которые изначально не спроектированы для проведения в дистанционном формате, которые традиционно проходили в аудиториях.  Следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной деятельности или накопительного итога к концу семестра. Эти решения доступны. Университет 20.35 выступает за то, чтобы на том или ином курсе за счет накопления цифрового следа, информации, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, можно было бы накопительным итогом поставить оценку за курс.

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
Мы провели опрос руководителей вузов в закрытом режиме, а также задали те же самые вопросы в канале «Научно-образовательная политика» @scienpolicy. На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готовы. На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. 61% оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом. При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В тоже время ряд ведущих университетов, в том числе московские университеты готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.

Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации:  Еще есть время, чтобы подготовиться к промежуточной аттестации и к государственной итоговой аттестации. Нет никаких нормативных ограничений по проведению и промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате. Анализ наших нормативно-правовых актов показал, что внесения изменений в приказ Минобрнауки не требуется. Нужно, чтобы на уровне вузов были внесены изменения в локальные акты. Важно предусмотреть такие правила, при которых результаты аттестации не будут оспариваться учащимися.  Поэтому инструкция по подключению и по проведению экзамена и зачетов в дистанционном формате должна быть максимально подробной и доведена до учащихся.

Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus:
На своем опыте могу сказать, что большинство людей не склонны списывать, если знают, что их контролируют и может последовать наказание. Поэтому эффект от прокторинга — контрольно-психологический. 90% студентов будут лучше готовы к экзамену только потому, что будут знать, что списать будет сложно.  Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.

Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета:
Мы предпочитаем две формы проведения итоговой аттестации. Первая — видеоконференция через Zoom или Skype при соблюдении полного контроля учащегося и используемых им материалов. Вторая — комбинированная, когда студент со своей дипломной работой присутствует в помещении, где выступает перед камерой, а изображение передается членам комиссии, которые находятся дистанционно.

Подробнее: https://vc.ru/learn/121730-chto-takoe-proktoring-i-kak-organizovat-i-sdavat-ekzameny-sidya-doma
источник
2020 April 22
Евгений Сжёнов
На этом фоне бывший "душитель интернета" депутат Горелкин,  срочно перебрендировавшийся в "Горелкина в интернете" - первый депутат в телеге.

https://www.kommersant.ru/doc/4328489
источник