ЖУРНАЛИСТ - НЕ ЭКСПЕРТ
Редактор портала "Новосибирский городской сайт" написала
колонку про общественный транспорт. Она, конечно, рассуждает со своей стороны - каково ей ощущается в транспорте, и даёт ей адекватную оценку - "ощущаешь себя немного бомжом". Но дальше, чем переодеть кондуктора и научить вежливо обращаться, мысль у неё не идёт.
Конечно, я поддержу всё, что написано, полностью - я тоже хочу ездить в чистом исправном транспорте, и чтобы кондуктор был опрятный и вежливый. Можно дальше порассуждать, что частникам неплохо бы соблюдать расписание, не гонять по улицам и так далее.
Я уверен, что автор не изучала других материалов, и писала то, что ей лично пришло в голову. По крайней мере, кто в теме, не написал бы "хотя бы надеть на сотрудников чистые рубашки". И уж точно, кто немного знает, как живёт кондуктор, предложит повысить зарплаты и набрать хорошие кадры, а не учить их вежливости.
Наивную как школьное сочинение точку зрения легко задавить аргументами. Вот к примеру:
в США трамваев нет, там везде дороги построили, и у нас понемногу тоже, а трамвай и троллейбус - устарели, зачем в них инвестировать? Сейча это транспорт социальных обязательств, не по силам городу делать его фешенебельным. Перевозчикам надо зарабатывать, транспорт должен окупаться.
Варясь в собственном соку и черпая аргументы только из своей головы, ответов не найти. А ведь простое сравнение с любым доступным туристу городом Европы дало бы массу аргументов - и, кстати, 10 лет назад редактор того же НГС Константин Пономарёв
так и делал.
Такие наивные колонки не впервой читать: в апреле 2012 Елена Шкарубо рассуждала про
город и транспорт:
И вроде бы новые автобусы удобнее, зато теперь люди сталкиваются с тем, что в вечернее время, после девяти-десяти вечера, перемещаться по Новосибирску крайне проблематично. Жители отдалённых районов города становятся заложниками своих территорий и вынуждены ловить попутку или тратить деньги на такси. Практически упразднённые «пазики» расходовали меньше топлива, многие ездили на газе, а «рогатым» гигантам просто невыгодны перемещения с полупустым салоном, поэтому горожане и не могут попасть домой.
На самом деле,
как посчитано по фактическим себестоимостям, полупустым может ходить именно большой автобус или троллейбус, а не ПАЗик или маршрутка.
Регулярно многие журналисты и профессионалы упоминают дублирование маршрутов. Мол, все должны доехать до метро, пересесть, потом с метро на другой автобус. (Жители Петербурга знают, как устранение дублирования разорвало трамвайную сеть.)
Вообще, журналисты - как и все нормальные люди - только несколько тем знают досконально. Рассуждая на другие темы, они наивны и воспроизводят общие места. Даже про политику журналисты в основном обсуждают тот материал, который плавает на поверхности - я давно не помню, чтобы кто-то из них сказал или написал что-то удивительное.
В чём же проблема с наивными обсуждениями? На мой взгляд, они ведут к следующему:
1. к зацикливанию на морализаторстве и самоправедности
2. к сумасшедшим прожектам - например, есть активисты, ходящие везде с идеей пустить электричку по промышленной ветке рядом с их домом
3. заходы в органы власти и коллективные письма бьют мимо цели (управление перевозок ответит, что правлиа и так есть, и они следят, а лучше сделать нет денег)
Выход есть - звать экспертов. Они в любой теме разбираются, расскажут много примеров, объяснят, откуда происходит проблема.
В чём сила журналиста и чего нет у эксперта - это в авторитете, ресурсе популярности своего СМИ и умении задавать вопросы. Жанр интервью сейчас популярен, многие эксперты готовы говорить, приглашай в студию или в Скайп, делай запись, а если СМИ традиционное - текстовую выжимку.
Кстати, из региональных СМИ хорош Екатеринбуржский портал Е1, который перепечатывает высказывания экспертов из их блогов. В отличие от согласованной авторской колонки, такое высказывание оперативно, полное эмоций и острое.