Помочь лучше понять что происходит у нас сегодня в лентах в соцсетях нам сможет австралийский экономист Дэвид Тросби, придумавший для современной урбанистики в 1999 понятие культурный капитал.
Что же происходит и почему Собор сгорел в Париже, а волнуются и переживают от 5-ой буровой до Покрова-на-Нерли? Ведь любой российский урбанист или градозащитник может сейчас в качестве реакции на обсуждение начать говорить о том, что у нас в России-то вона сколько всякой архитектуры и культурного наследия сгорает и иным образом исчезает. Дескать, на свои соборы обратите внимание.
Все верно, на свои соборы можно и нужно обращать внимание, но важно из истории с Собором Парижской Богоматери понимать с чем мы имеем дело, и как правильно это внимание обращать.
Дэвид Торосби ввел в оборот теорию четырех капиталов в городской среде. Он говорит о том, что каждый объект в городе может быть оценен с точки зрения его экологического капитала, физического капитала, социального капитала и культурного капитала. Экологический капитал это вода, воздух, почвы и их состояние вокруг объекта. Физический капитал это площади, надежность объекта вот это всё.
В контексте Собора нам эти два капитала мало интересны. Но нам интересны:
1. Социальный капитал - социальные связи и доверие
2. Культурный капитал - ценности, которые бывают пространственные и непространственные.
Начнем с ценностей. Это такие качества, например истории, культуры,отношений, которые можно попробовать протестировать на предмет их прикольности или, говоря научным языком, их можно to evaluate, подвергнуть оценке. Скажем, этим регулярно занимаются градозащитники, пытаясь рассказать более широкой общественности,что палаты XVI века это круто, а собор XVII века совсем круто.
Но ценности так работают, что сами по себе они не стоят ничего. Они работают тогда, когда циркулируют по разветвленным паутинам социального капитала. Широким сетям доверительных связей. В этом во многом, секрет успеха Том Сойер Феста - фестиваль в первую очередь работает с социальными связями и доверием, которые уже потом помогают поддерживать ценность исторической застройки.
Ну так вот про социальные связи и доверие. Если начать строить модель социального капитала Нотр Дам де Пари, то очень быстро станет понятно, что вообще-то в нем довольно мало архитектуры как таковой, готики как таковой. Это не eye-candi для специалистов, хотя и тоже она. Зато очень много культурных ценностей, важных для россиянина. Это и книжка Виктора Гюго, хорошо переиздававшаяся в СССР (интересно - суммарные тиражи получились больше чем на родине автора?), потом Дисней и мюзиклы по книжке. Конечно же на Нотр Дам переносилась идея Парижа как чуть ли не главной заграницы для постсоветского человека. Потому что узнаваемый силуэт Собора позволял точно маркировать при демонстрации пленочных фотографий в альбоме - "Это я в Париже!".
Точно так же неповторимо узнаваем Сакре Кёр, но явно социально дальше от постсоветского горожанина. Если бы пожар случился в нем, то мы бы вряд ли так сильно распереживались. И вот тут мы подходим к различению Дэвидом Тросби пространственных и непространственных ценностей. Обрушившийся Речной вокзал в Твери, взорванная телебашня в Екатеринбурге, заросшие руинированные Торговые ряды в Кимрах - это далекие от нас в целом пространственные объекты. Они могли играть значимую роль в жизни местных сообществ, но в Австралии, Канаде, Владивостоке и Краснодаре про них скорее всего ничего не слышали.
Непространственные ценности, такие как Собор Парижской Богоматери, Большой Театр, Статуя Свободы - это объекты, с которыми у людей по всему земному шару что-то связано. Причем, скорее всего, 99% людей, у которых с ними что-то связано ни разу не были не то что в городе, но даже в стране их расположения. А это не важно, когда есть литература, мюзиклы, комиксы, компьютерные игры, денежные знаки, национальные комплексы и коллективные мечты. Именно эти структуры социального капитала позволяют быть уверенными, что Нотр Дам будет отреставрирован в самом лучше виде и всё с ним будет в порядке.