КВИР И КАПРОМ
«Нетрадиционные архитектурные ценности» и их «пропаганда». «Архитекторка» и «капром — это про феминизм». «Бодипозитив от архитектуры» и «самая толерантная эпоха». Ещё была «капром-пресса, сводки с полей сексуальной революции». Это не выдуманные фразы, а цитаты авторов термина капиталистический романтизм. Так они говорят об этой эпохе.
Но ладно они. Вот что пишет сам Жуков, пожалуй, главный капромантье Петербурга: «Радужный» постмодерн», «ЛГБТ-шники нулевых».
Параллель капрома со всякими «непотребностями» в последнее время стала особенно очевидна. «Ну нравится им треш, зачем это пропагандировать?» «Ну придумали себе капром, пусть любят его и не высовываются» — примерно так пишут про капромоведов в интернете. Ничего не напоминает? Мне вот очень даже напоминает. И капром, и феминитивы, и ЛГБТ многим одинаково неприятны. И причина неприятия здесь одна — социальный конструкт нормы. Преодолеть его можно, если захотеть: нужно всего лишь принять факт существования и признать право на это существование. Независимо от личной точки зрения. Это на самом деле очень легко, поверьте, и даёт потрясающий эффект. Негатив бьет в первую очередь по тому, от кого он исходит, а не по тому, на кого он направлен. Принять — это значит не быть токсичным в первую очередь по отношению к себе. Любить объект или субъект принятия и быть его сторонником при этом совершенно не обязательно.
Норма — доминирующий социальный конструкт. Он формируется и поддерживается теми, у кого есть на это монополия. Капромантическая архитектура находится вне этого конструкта, поэтому ее нейтрализация — не более, чем приведение к искусственно сконструированному нормативу. На ум приходят примеры «лечения гомосексуализма» и переучивания левшей. Оказывается, те же процессы, что происходят с «иными» людьми, могут происходить с «иной» архитектурой.
Некоторые люди выходят за пределы доминирующего социального конструкта. Но тут не замечаешь, как оказываешься в другом маленьком конструкте «новой нормы», «по другую сторону» так сказать. Это справедливо для всех сообществ. Например, для меня в моем «пузыре» норма сказать «архитекторка» или реклеймить слово «пидор». Как норма сказать, что капром — это памятники архитектуры. Но это не обязательно должно мне нравиться и поддерживаться на 100%. Я просто принял такой вариант. Но для многих других людей, при чём по разные стороны от «нормы», даже это по прежнему неприемлемо.
Последнее большое обсуждение этой темы в капромантическом чате совпало с лекцией ЛГБТ+ активиста и практика реклейминга Николая Горбачева на Квирфесте в Петербурге. Вот что писала тогда наша общая подписчица.
«для меня сейчас очень круто в одну картинку складывается моя личная квир-культура и капром. торговый центр кольцо какой-то пидорский, а мы тут это пидорское (простите мне это присваивание) нормализуем, но в итоге попадаем в эту ловушку "теперь нормального"»
«мы тут внутри квир тусовочки понимаем, что есть такие, а есть сякие идентичности и все они важны
а для внешнего мира мы все еще все вместе какие-то пидоры»
«есть "хорошие геи", которых "можно терпеть", потому что ну вот у каждого свои недостатки, ну вот этот таким вот уродился, что ж теперь.
так и с архитектурой - ну вот есть "хорошие здания", которые соответствуют нашим ожиданиям от хороших зданий, просто вот ну построили ее в нулевых, ну ладно, можно терпеть. но всех остальных надо нейтрализовать и так сказать совершить окончательное решение капромантичного вопроса.»
Получается, капром — это такой квир от архитектуры. А где-то и для кого-то, возможно, даже пидарство.
#капром #квир