Ход
кампании по вакцинации в России особенно ярко обнажил проблему коммуникации власти с обществом, отсутствия в обществе приемлемого уровня доверия (мы об этом уже
писали).
Убедить население вакцинироваться "по-хорошему" не получается, приходится делать ставку на инструменты принуждения, то есть действовать в основном "по-плохому".
Проблема эта характерна не только для России, в других странах тоже постепенно приходят к тому, что добровольно вакцинироваться готовы далеко не все, и в какой момент без принуждения продолжать двигаться к коллективному иммунитету не получается. Однако в России эта проблема проявила себя гораздо раньше, доля населения, не доверяющая российской науке, оказалась особенно велика и включала в себя даже значительную часть медицинских работников.
Причин у этой ситуации много, разбирать каждую в отдельности не видим смысла, однако Ватфор хочет отметить, что проблема недоверия между властью и обществом в России касается не только вакцинации, в этой ситуации она просто проявила себя наиболее наглядно.
В конечном счёте столь сильное недоверие приводит к тому, что единственным способом управления ситуацией остаются инструменты принуждения, без какой бы то ни было страховки, без "тыла". Это по сути является серьёзным риском, особенно в случае возможного кризиса, является системной проблемой и можно даже сказать угрозой.
В борьбе с этим российской власти не помешает чуть больше открытости, и более системное построение коммуникации, привлечение к информационному сопровождению кампаний людей и компаний, имеющих подобный опыт в частном секторе, а возможно, и на международной арене. Нынешние попытки убеждения людей большим числом социальных плакатов и другими методами прошлошо века в современном мире с его разнообразием информационных источников выглядят устаревшими и, как показывает практика, совсем не действенными.
Кроме того,
чрезмерная закрытость государства работает против построения здоровых отношений с обществом, любой информационный вакуум всё равно кем-нибудь быстро заполняется, и как правило то, чем он заполняется, и вытекает в будущем в проблему непонимания и недоверия.
Секретность и некоторая степень закрытости очевидно необходима в вопросах военных и государственных тайн, однако перенос этой практики в гражданский сектор порождает проблемы, а в конечном счёте даже угрозы государству. Методы, работающие в политической борьбе и канализируюшие недовольство и недоверие в сторону различных общественных групп, превращают недоверие в системную проблему и не работают, когда надо наоборот доверие повышать.