Наконец, добрался до дома, и параллельно со звонками в полицию (пытаюсь получить информацию о задержанных на акции "Он нам не царь" и чем-то помочь в дистанционном режиме) подвожу некоторые итоги этого безумного дня. Второго после 2 мая, когда начали судить задержанных за 1 мая...
Для начала: по моей информации, в Петербурге организаторы акции были готовы на компромиссы и вели переговоры, соглашались даже провести митинг с 19 до 21 часа на площади у Финляндского вокзала - где, по данным властей, с утра и до 19 часов проходила какая-то очередная культмассовая акция. Но упорно получали отказ. И тогда призвали придти в "несогласованном режиме" - за что я не могу их упрекнуть: они сделали все для того, чтобы договориться, но им не пошли навстречу.
Упрямство Смольного логическому объяснению не поддается - почему было не дать провести митинг? В результате получили тысячи людей, которые прошли по Невскому с криками "Долой царя" и "Путин - вор!" и куда более сильный негативный (для властей) эффект, чем был бы от согласованного митинга.
Для недопущения шествия Смольный принял меры: перенесли "строевой смотр" на 15 часов 5 мая на Дворцовую, перекрыли Марсово поле под предлогом "благоустройства", перекрыли Миллионную улицу и набережные Мойки и все подходы к Дворцовой. Не помогло: люди собрались в Александровском саду и оттуда отправились на Невский.
На всем протяжении "несогласованного шествия" его сопровождала наша небольшая "мобильная группа" - член президентского совета по правам человека Наталия Евдокимова, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Григорий Михнов-Вайтенко, Наташа Сивохина и я.
Сперва возникло впечатление - хотя я понимал, что ситуация может измениться в любой момент, - что полиция вообще не настроена на задержания, и "винтилова" не будет. Во всяком случае, два полковника, с которыми я говорил, уверяли, что задерживать никого не планируют. Протестующим дали выйти на Невский, где им не мешали, и лишь просили не выходить на проезжую часть. Услышав в мегафон "Граждане, будьте любезны, перейдите на тротуар", мы переглянулись, готовясь дальше услышать выражения типа "соблаговолите, милостивые государи"...
В районе Аничкова моста появились сообщения о перекрытом Невском в районе улицы Марата и первых задержаниях. Колонна повернула назад - и постепенно стали сообщать о все новых и новых задержаниях, сперва у Гостиного двора, потом на Исаакиевской и в Александровском саду. Число их росло сперва медленно, а потом все быстрее - и стало ясно, что пора ехать в полицию.
Наша группа разделилась - Гриша Михнов-Вайтенко и Наташа Сивохина отправились к началу Невского, а мы с Евдокимовой поехали в 77 отдел полиции на наб. Обводного канала, 205. Оттуда сообщали, что у задержанных отобрали телефоны, а один получил травмы от электрошокера.
Когда мы приехали, выяснилось, что задержанных - пять человек, при этом двоих при нас отпустили всего лишь со штрафом в 500 рублей за выход на проезжую часть. С остальными тремя нам удалось поговорить - после приезда начальника отдела полиции. Двоих обвиняли по статье 20.2 КоАП, и обещали после составления протоколов отпустить, третий же обвинялся и по статье 19.3 КоАП, и еще в распитии алкоголя в общественном месте. Именно он говорил, что полиция применила к нему электрошокер, и другая задержанная это нам подтвердила. Полиция это опровергала - говоря лишь о том, что задержанный был нетрезв (увы, это правда), и что прямо в отделе полиции его пришлось "успокаивать". Говорят, что все зафиксировано на видеозаписях, которые надо будет смотреть.