
История, конечно, дикая.
В офисе питерского "Яблока" на Шпалерной, 13 разрешили Александру Головко провести встречу с обманутыми дольщиками и журналистами. Скажу сразу: знал бы заранее, что это планируется - не допустил бы, с учетом не лучшего опыта участия в митинге 16 сентября и поведения Головко - как во время митинга, так и после.
Вечером 25 декабря мне позвонила Шахназ, сказав, что приехала к нам в офис на эту встречу, как обманутый дольщик ЖК "Шуваловский", и что Головко требует, чтобы она оттуда убиралась. Я сказал нашему секретарю Елене Ларичевой, что не Головко будет определять, кому можно присутствовать в нашем офисе, и чтобы Шахназ никто не мешал. Через час Шахназ позвонила снова, сказав, что Головко вызвал полицию и требует ее задержать якобы за "мелкое хулиганство". По словам Ларичевой, они с Шахназ в это время спокойно пили чай. Я попросил передать полицейским трубку, но они говорить с депутатом отказались.
Потом выяснилось, что они скрутили Шахназ (отказавшуюся ехать с ними в полицию - а с какой стати она должна была это делать, будучи ни в чем не виноватой?), сорвали с нее блузку, надели наручники, вытащили на улицу и запихали в полицейскую машину.
Мне надо было бежать на прием избирателей, где я пробыл около часа, извинился перед теми, кого не успел принять, оставил их на попечение помощников, и помчался в 78 отдел. Благо, не очень далеко.
В отделе выяснилось, что Шахназ увезли в Александровскую больницу, потому что при задержании ей повредили руку.
Дальше мы с Динаром Идрисовым безуспешно пытались выяснить - сперва у дежурного по отделу, майора Максима Лебедя, потом у начальника отдела подполковника Александра Котовца, в чем, собственно, виновата Шахназ и почему ее доставили в отдел. Ответов получить не удалось - кроме того, что ее задержали в рамках проверки заявления (я бы смело назвал это доносом) Головко. Который, как рассказывают Шахназ и ее муж, то орал, что Шахназ послана губернатором Ленобласти Александром Дрозденко, чтобы за ним, Головко, шпионить, то обвинял ее в том, что она привела на митинг дольщиков 16 сентября "врагов Путина и геев", и "сорвала ему митинг", и нес прочую пургу. Тем не менее, этого оказалось достаточно для того, чтобы задержать Шахназ.
"Какие доказательства того, что она хулиганила"?, - спросил я у Котовца. - Ответ был "рапорты сотрудников полиции". - "Она при них хулиганила?", - спрашиваю я. - "Все написано в рапортах". Самих рапортов посмотреть не давали не только мне, но и Динару - хотя ему обязаны были показать, как защитнику. "Если я напишу сейчас, что в офисе "Единой России" кто-то хулиганит - вы тоже его доставите в полицию в наручниках?", - спросил я у Котовца. - "Если сведения подтвердятся, то доставим", - ответил он. - "А чем подтверждаются "сведения" Головко, кроме его доноса?". - В ответ та же песня про "рапорты"...
Также выяснилось очень важное обстоятельство: Шахназ, отбирая у нее телефон, избили и унижали прямо в 78 отделе полиции, причем это есть на видеозаписи, которую Динар смотрел вместе с Котовцом прямо у него в кабинете.
Дежурный майор Лебедь нам на это сообщил, что Шахназ "не били, а применяли физическую силу". При этом, по утверждению Шахназ, ее били небезызвестный Руслан Сентемов и Денис Воронов.
Проверить, точно ли Шахназ били именно они, мы пока не можем, - надо тщательно изучать видеозапись. Но обоих этих полицейских, выходящих из 78 отдела, видели и Динар, и другие ребята.
В Александровской больнице Шахназ (ее туда привезли под конвоем) наложили на руку шину, но госпитализировать отказались и ее привезли обратно в 78 отдел.