Изучая ситуацию с коронавирусом, интересно сравнить ее с кризисом во время атипичной пневмонии (SARS) — тогда с ноября 2002 по июль 2003 вирус заразил почти 8,1 тысяч человек и убил 774 из них.
Тогда власти провинции Гуандун по традиции поначалу замалчивали угрозу, не допускали репортажей в прессе и наказывали «распространителей панических слухов».
Мир и значительная часть китайцев узнали об атипичной пневмонии только после того, как бывший армейский врач Цзян Яньюн написал открытое письмо властям страны — раскрыв и существование вируса, и позорную кампанию по его замалчиванию.
Это случилось лишь в начале 2003 года — тогда вирус уже больше двух месяцев заражал и убивал людей. Пекин признал как саму проблему, так и постыдную попытку скрыть ее — после эпидемии SARS уволили министра здравоохранения и мэра Пекина, и подобных провалов обещали не допускать.
Формально обещание выполнили — в этот раз борьбу с коронавирусом провозгласил лично Си Цзиньпин (это важно, потому что в 2002 году даже близко не было такого культа личности китайского руководителя, как сегодня), геном вируса был немедленно обнародован, в городе Ухань введен карантин, экстренно строится новая больница.
Но вопрос опять к местным властям — все эти экстренные меры предприняты лишь после вмешательства Пекина. Власти города Ухань опять пытались скрыть масштабы проблемы — несмотря на первые случаи заражения в начале декабря, массовую профилактику и обследования ввели лишь 14 января.
До этого «панику» тоже контролировали: уже после появления вируса в городе прошел местный партийный съезд и грандиозный банкет, куда позвали 40 тысяч семей, чтобы установить мировой рекорд.
К тому же Китай сейчас отмечает китайский новый год — крупнейший в стране праздник, когда сотни миллионов человек едут через всю страну погостить у родственников. Потому опасность эпидемии — максимальная.
Нынешняя кампания против коронавируса покажет, усвоил ли Китай уроки атипичной пневмонии, и что ждет мир в случае появления по-настоящему опасного вируса — с заразностью, схожей с «испанкой» начала XX века: тогда заразилась почти треть населения земли, а умерли до 100 миллионов человек.
@vneshpol