Отличное кено от Максима Евгеньевича. Там много интересного, но лично меня больше всего заинтересовало вот что.
Как так вышло, что в конце 19 века конка (конка!) была коммерчески выгодным предприятием, плата за проезд окупала не только операционные затраты, но и затраты на строительство линий и депо, закупку вагонов и лошадей и так далее, в то время как намного более эффективные трамвай или метро в 21 веке как правило не окупают даже операционных затрат?
У меня есть, конечно, гипотеза на этот счёт. Трамвай как вид транспорта не состоит из одних лишь вагонов, а включает в себя ещё и рельсы, депо, тяговые подстанции, кабельные и контактные сети и так далее. Аналогично личный автомобиль как вид транспорта не состоит из одних лишь машинок, а включает в себя дороги, мосты и тоннели, развязки, парковки и прочее.
И за всё это платит не пользователь, а государство, пользователь покупает только сам автомобиль (а много где и это субсидируется), что составляет менее 10% затрат.
Разумеется экономическая модель, в которой 100% всех расходов оплачивает пользователь, не может конкурировать с экономической моделью, в которой пользователь оплачивает менее 10% расходов. Так что частные компании ОТ банкротятся, закрываются или национализируются, или переходят на новую экономическую модель, в которой большую часть их расходов так или иначе тоже оплачивает государство.
После чего государство начинает уже конкурировать само с собой, а когда государство конкурирует само с собой, результат может быть вообще любым: может получиться Утрехт, или Воронеж, или Лос-Анжелес, или Мумбаи, или Цюрих, или Краснодар, или Коломну - как повезёт. Результат зависит не от того, на что есть платежеспособный спрос у населения, а от прихотей конкретных чиновников и их уровня (не)образованности, случайных перипетий политической борьбы, раскладов сил в местных активистских группировках, лоббизма финансово-промышленных групп и так далее.
В госсекторе может быть выгодно что угодно, хоть уголь самолётами возить, хоть ракетные двигатели за половину себестоимости заклятому стратегическому вероятному партнёру продавать.