Выборы и COVID-19Пока в России празднуют Пасху, в далекой солнечной Республике Мали идёт
голосование по второму туру парламентских выборов.
Первый тур состоялся
29 марта, когда из зарегистрированных
7 663 464 избирателей проголосовало 35,6 %. В тех избирательных округах, где ни один кандидат не набрал более 50%, проводится второй тур. Таким образом, сегодня избирается
125 депутатов (22 из 147 «прошли» в первом туре).
Стоит отметить, что ситуация, на фоне которой проходят парламентские выборы, отличается пестротой и самобытностью: часть территории страны не контролируется властями, отмечаются массовые нападения на избирательные участки, похищения членов избиркомов и уничтожение избирательных урн, в результате нападения джихадистов были убиты 25 малийских солдат.
Кроме того, накал политической борьбы таков, что за четыре дня до голосования в первом туре был похищен лидер оппозиции
Сумайла Сиссе (Soumaila Cisse), бывший кандидат в президенты и лидер партии
«Союз за республику и демократию» (URD). Примечательно, что это не помешало ему набрать большинство голосов избирателей.
Ко всему этому благолепию бонусом добавилась пандемия COVID-19. Естественно, перед властями Мали встал вопрос: как быть с выборами? Последовать примеру Франции и перенести второй тур выборов на более позднюю дату, когда ситуация нормализуется, или же попытаться провести голосование, пока пандемия не обрела эпический размах.
10 апреля президент республики Ибрагим Бубакар Кейта (Ibrahim Boubacar Keïta) выступил с обращением к нации, в котором сообщил о своём решении
не откладывать второй тур. Взвешивая между риском распространения заболевания и политического кризиса, глава государства посчитал, что политическая дестабилизация представляет большую опасность.
Дело в том, что нынешний состав парламента в Мали был
избран в 2013 году, т.е. срок полномочий у него истёк в 2018 году. Однако Конституционный суд уже дважды продлевал мандат парламентариев, ссылаясь на необходимость обеспечить безопасность в стране и
Алжирское соглашение о мире и примирении, заключённое в 2015 году между вооружёнными группировками и правительством.
Подобные элегантные юридические решения свойственны африканскому правоприменителю. Проблема в том, что ещё одно продление полномочий парламента способно вызвать в стране массовую резню. Вот почему второй тур всё же было решено проводить.
Голосование сегодня проходит с
8.00 до
18.00 (в Мали на 3 часа меньше, чем в Москве). Из экзотических особенностей процедуры: избирательного права лишены
признанные банкротами, на избирательном участке
запрещено пользоваться мобильными телефонами и прочими электронными устройствами, допускается
голосование по доверенности (понимаем, как сейчас ёкнуло сердце у отвечающих за мобилизацию).
Учитывая, что голосование проходит в условиях пандемии (по состоянию на сегодня выявлено
171 инфицированный и зафиксировано
13 смертей), власти предусмотрели меры профилактики: участки оснащены антисептическими гелями, наборами для мытья рук, масками, опять же недопущение традиционных очередей и обеспечение расстояния между участниками голосования
не менее 1 метра (не спрашивайте, почему одного метра – мы не знаем, TIA).
Но, если честно, глядя на число пострадавших от междуусобного кровавого рок-н-ролла и от инфекции, невольно склоняешься к мысли о правильности президентского решения. Результаты голосования огласят на следующей неделе.