Угольный вопрос и помощь Африке
Визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Новосибирскую область и Алтайский край имеет очевидные и неочевидные цели. Или если говорить проще, имеется основная и дополнительная проблематика. Зачастую, они путаются местами. Вот, например, обсуждение темы национальных проектов не входит в прямую компетенцию председателя правительства: нацпроекты были сформированы на основании майских указов президента РФ Владимира Путина и глава государства как председатель Госсовета курирует их исполнение через рабочие группы. Так что интерес Медведева о выполнении нацпроектов – не основная цель поездки. Рассматривать версии, почему премьер-министр спрашивал о «Здравоохранении» и «Науке» – то ли это говорит, что Медведев снова стал «преемником» или это желание самоутвердиться – мы не будем и сосредоточимся на очевидном.
Очевидное №1. В Новосибирске свое основное время Дмитрий Медведев провел в наукограде «Кольцово», где говорил о геномных исследованиях и поддержке фундаментальной науки и ее прикладных отраслях. Федеральное правительство вместе с президентом страны уже не первый культивируют мысль о постоянных инвестициях в науку и немедленной отдаче, чтобы «занимать лидирующие позиции в мире». Лидирующие позиции означают возможность формировать полуинтеграционные объединения, основанные на обоюдных политических и экономических интересах. Сегодня интересы России – в Африке. Запуск производства вакцин против лихорадки Эбола – это жест, который должен расположить потенциальных африканских союзников на чуть большую сговорчивость в международных делах.
Очевидное №2. Между Новосибирском и Барнаулом было совещание по развитию госкорпорации ОАО «РЖД». Здесь прозвучало два важных момента. Во-первых, федеральное правительство хочет не только осуществлять триллионные инвестиции в госкорпорацию, оно хочет еще и контролировать расход финансовых средств и оценивать их эффективность. Насколько это удастся – вопрос другой, но Медведев ясно дал понять, что получение инвестиций РЖД должно быть сопряжено с намерением госкорпорации работать над комфортностью перевозок. Во-вторых, было и обратное пожелание, высказанное председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым: завершить в срок программу развития угольной промышленности. Это просьба увязана с давним недовольством некоторых губернаторов в части недостаточных мощностей для транспортировки угля в терминалы на Дальнем Востоке. Такие претензии, в частности, были у Амана Тулеева, экс-губернатора Кемеровской области. Белозеров вместе с Евгением Дитрихом попросил Медведева проконтролировать создание топологической карты угольных месторождений с мощностями по добыче и пожеланиями по транспортировке.
Что следует из этих двух очевидных фактов? Новосибирск как регион получил стратегическую повестку: от разработок в компании «Вектор» будет зависеть благополучность российско-африканских отношений в ближайшие годы. Это, с одной стороны, укрепляет позиции губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, с другой же, делает его работу еще более ответственной.
Тема угольных терминалов и задействованию мощностей РЖД по транспортировке, возможно, сыграет на руку новому кузбасскому губернатору Сергею Цивилеву. Он может быть полезен и как руководитель рабочей группы Госсовета «Энергетика», и как глава угольного региона, и как бывший угольный олигарх – особенно, если проявит инициативу и предоставит необходимую топологическую карту по Кузбассу. Все эти предположения, если они станут реальностью, делают разговоры о возможном создании министерства угольной промышленности РФ с Цивилевым во главе еще более состоятельными.