Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2018 May 23
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Антимонопольный орган вправе внепланово проверять заказчиков по 223-ФЗ

По мнению ВС РФ, антимонопольный орган вправе провести внеплановую проверку заказчика на соблюдение норм Закона о защите конкуренции. Такую позицию суд высказал в п. 18 Обзора.

Несоблюдение заказчиками отдельных норм Закона N 223-ФЗ может одновременно свидетельствовать и о нарушении Закона о защите конкуренции. Он предусматривает возможность для антимонопольного органа проводить внеплановые проверки по соблюдению антимонопольного законодательства.

Выявлять только нарушения Закона N 223-ФЗ путем проведения внеплановой проверки контрольный орган не вправе, так как в этом случае он выйдет за пределы своей компетенции. #223фз #консультантплюс

Документ: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)
источник
2018 May 24
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ФАС разъяснила, как описывать предмет контракта при закупке лекарств

В своих письмах от 5 апреля 2018 г. № ИА/23547/18 и от 29 марта 2018 г. № АК/21459/18 ФАС объяснила заказчикам, как следует составлять описание предмета закупки, если им выступает препарат с МНН "Цефуроксим" в комплекте с растворителем.

ФАС отметила, что с 2018 года нужно принимать во внимание особенности описания лекарств, установленные в постановлении Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380. Помимо МНН нужно вносить в документацию форму препарата, в том числе эквиваленты, дозировку, остаточный срок годности. Если к предмету контракта могут быть установлены требования о наличии в комплекте растворителя или устройства для вскрытия ампул, необходимо указать на возможность их поставки вместе с объектом закупки.

Антимонопольная служба провела исследование рынка и выяснила, что в рамках МНН "Цефуроксим" в продаже есть 17 препаратов, только 5 из которых имеют в комплекте растворитель. Исходя из этого ведомство выразило мнение, что заказчик в этом случае обязан указывать возможность поставки подходящего растворителя как в комплекте, так и отдельно. Однако прописывать наименование растворителя нельзя. #лекарства

Документы: Письма ФАС России от 05.04.2018 № ИА/23547/18 и от 29.03.2018 № АК/21459/18

Источник: bit.ly/2x6wQJx
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Два вебинара о закупках ГСМ по новым правилам

1) Вебинар по теме: Закупка ГСМ по новым правилам (продолжительность 24 минуты), который провел 16.05.2018 Борисов Д.Ю., начальник юридического отдела ЧОУ ДПО "Академия бизнеса и управления системами", доцент кафедры государственных и корпоративных закупок, кандидат юридических наук.
https://youtu.be/uq6YTw1i3g4?t=818

2) Вебинар по теме: Закупка ГСМ по правилам в 2018 году (продолжительность 85 минут), который провела 25.04.2018 Веселова Марина Владимировна - кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель Центра контрактного обучения. #вебинар #топливо
https://youtu.be/fKzS-F4aS5w?t=356
источник
2018 May 25
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суд напомнил, что в госконтракт нельзя включать третейскую оговорку

В госконтракте была предусмотрена возможность передать спор в третейский суд. Третейский суд рассмотрел спор. Арбитражный суд отказался выдать исполнительный лист на принудительное исполнение его решения.

Кассационный суд поддержал нижестоящую инстанцию. Он пояснил, что споры по Закону N 44-ФЗ неподсудны третейским судам. Рассмотрение ими таких споров нарушает основополагающие принципы российского права.

Важно отметить, что ВС РФ отказался рассматривать это дело в заседании судебной коллегии по экономическим спорам.

Ранее Президиум ВС РФ указывал, что запрет на рассмотрение споров по Закону N 44-ФЗ третейскими судами установлен в АПК РФ. Суд уточнял, что ситуация изменится, когда появится федеральный закон об арбитражном учреждении для урегулирования таких споров. #консультантплюс

Документ: Постановление АС Московского округа от 01.11.2017 по делу N А40-146557/2017
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов СТ-1 для  целей закупок по Закону N 44-ФЗ товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 установлен запрет на допуск к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных видов иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности (за исключением государств - членов ЕАЭС).

Подтверждением происхождения товаров в соответствии с Постановлением N 1072 является в том числе сертификат СТ-1. В целях реализации этого положения ТПП России утвердило Положение о порядке выдачи такого сертификата.

Сертификаты СТ-1 выдаются ТПП заинтересованным участникам закупок (заявителям) или производителям на товары, перечисленные в Постановлении N 1072. При этом выдавать такие сертификаты могут исключительно ТПП, перечень которых приведен в Положении. Выдача сертификатов осуществляется на платной основе согласно единым тарифам, утверждаемым приказами ТПП России.

Документ: Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 02.04.2018 N 29
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
С 1 июня в Гражданском кодексе изменятся положения о договорах, заключенных на торгах

С указанной даты в п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса будет прямо указано, что победитель торгов вправе уступать права по денежному обязательству, возникшему из договора, заключенного на торгах. Напомним, что Верховный Суд РФ и до внесения этого изменения приходил к выводу, что п. 7 ст. 448 ГК РФ не препятствует совершению уступки права требования по денежному обязательству, возникшему из контракта.

Кроме того, с 1 июня п. 8 ст. 448 ГК РФ дополнен новым основанием изменения договора займа (кредита), заключенного на торгах. В соответствии с новой редакцией п. 2 п. 8 ст. 448 ГК РФ условия договора займа (кредита), заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению).

Документ: Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"

ГАРАНТ.РУ: bit.ly/2J45J6y
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Что поможет быстрее получить банковскую гарантию?

В статье Контур.Закупки рассказывается: какие документы для получения банковской гарантии стоит подготовить заранее, почему заказчик может не принять гарантию, как на практике решают споры? bit.ly/2J67aRW
источник
2018 May 28
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минфин предлагает реализовать в госзакупках правило второго участника

Минфин РФ предлагает реализовать в системе госзакупок (регулируется законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) так называемое правило "второго участника", заявил заместить министра финансов Алексей Лавров в ходе Петербургского международного экономического форума.

"Мы предлагаем не только для малого бизнеса - для всех ввести правило второго участника, - сказал А.Лавров. - Это означает, что если по конкурсу по конкурентным процедурам кто-то победил демпингуя и не смог справиться, то сейчас в такой ситуации заказчик вынужден всеми правдами и неправдами как-то договариваться, закрывать глаза иногда на некачественный продукт, потому что повторное проведение закупки означает потерю времени, бюджетных денег".

По замыслу Минфина, введение правила "второго участника" позволит заказчику без дополнительных или повторных закупочных процедур заключать контракт с поставщиком, занявшим в проведенной закупке второе место.

"Это решает большую часть проблем, - считает А.Лавров. - В случае явного демпинга, или если кто-то явно не может выполнить контракт, он все время будет находиться в ситуации "выиграл, не выиграл - а должен, прежде всего, контракт выполнить". #планы

Источник: bit.ly/2LzG1oY
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минфин предлагает освободить малый бизнес от внесения обеспечения госконтракта при наличии опыта

Минфин РФ предлагает освободить малый бизнес от предоставления обеспечения контракта с госзаказчиками (по Закону N 44-ФЗ), заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018).

"Предлагаем освободить малый бизнес от предоставления обеспечения контракта, если у него есть подтвержденные за последние три года три исполненных государственных или муниципальных контракта", - сказал А.Лавров.

По его словам, это будет очередной шаг по развитию механизмов поддержки малого бизнеса в сфере госзакупок.

Заместитель министра финансов рассказал также, что для малого бизнеса в рамках 44-ФЗ предполагается упростить различные процедурные моменты. Например, ввести "согласие на исполнение контракта".

"Там надо заполнять много-много листов (при заключении контракта), что ты будешь выполнять техническое задание, - отметил А.Лавров. - Предлагаем другой механизм - предоставить поставщику возможность просто указать, что "да, я согласен выполнить такой объем работ, согласен поставить товар". Замысел такой, чтобы упростить процедуры". #планы

Источник: bit.ly/2IPXeg1
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Поставка товаров по заявкам заказчика по мере необходимости: управляемое условие исполнения договора поставки

Не редкими, в практике закупок, являются условия исполнения контрактов (договоров) с формулировкой «по письменной заявке заказчика отдельными партиями». Вместе с тем, периодичность и график поставок не указывается. Автор статьи в "Аукционном Вестнике" № 379 на конкретных примерах рассматривает ошибки организаторов закупок в части установления вышеуказанных условий исполнения договорных обязательств. #условияконтракта

https://teletype.in/@zakupki44fz/BkLegUKkX
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суд пояснил, как можно указывать на товарный знак в заявке по Закону N 44-ФЗ

Участник электронного аукциона указал в заявке товарный знак в виде картинки. Для этого он перенес изображение с официального сайта поставщика, скопировав символ из PDF в Word. Комиссия отклонила заявку, так как было непонятно, какой именно товарный знак предложил участник.

Суд признал это решение неправомерным. По требованиям закона и документации в заявке нужно указывать товарный знак при его наличии. Участник выполнил это требование и включил в заявку указание на товарный знак.

Было отмечено, что рассматриваемый товарный знак зарегистрирован как словесное обозначение.

Также суд напомнил позицию ФАС России: Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар во время подачи заявки. Поэтому требование заказчика подробно описать в заявке товар можно воспринять как ограничение доступа к участию в закупке. #заявки #консультантплюс

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.04.2018 по делу N А65-13017/2017
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Госзакупки, объективная реальность

Проблема №1. Серьёзная деградация качества оказания услуг.

Дело в том, что конкуренция подразумевает состязание игроков, обеспечивающих одинаковый квалифицированный минимум качества закупаемых товаров/работ/услуг. И именно этот минимум законами о госзакупках никак не обеспечивается. Сейчас в тендере любой сложности на законных основаниях могут участвовать как квалифицированные поставщики, имеющие опыт, квалификацию и ресурсы для исполнения Контракта, как теперь модно говорить имеющие компетенции, так и вчера зарегистрированная фирма-однодневка, состоящая из пары безграмотных неучей.

Не имея возможности устанавливать фильтр по качеству Заказчик с каждой закупкой получает кота в мешке, достаточно частые срывы производственных процессов, финансовые потери и юридическую нервотрёпку.

Ночным кошмаром Заказчика стали фирмы, которые специализируются на тендерах. Фирмы, которые не имеют ни ресурсов, ни компетенций, НИЧЕГО, кроме желания отжать копейку от государства. Эти "прокладки" можно встретить в любом мало-мальски заметном тендере. Ребята просто копируют техзадание и в омут с головой. Торгуются ниже минимума, а потом начинают "отжимать" Заказчика. Сначала пытаются поставить несоответствующие товары/услуги. Если же Заказчик "подкованный", то с удовольствием судятся. Обеспечить же аномально низкую цену возможно только двумя способами: или поставкой несоответствующих товаров (работ, услуг) или коррупционным путём (в том числе котрабанда и уклонение от уплаты налогов).

В результате всех этих нововведений компетентные Поставщики постепенно уходят с рынка Госзакупок, качественное обслуживание Государства становится не только избыточно сложным, но и экономически неоправданным.

Проблема №2. Торможение рабочих процессов.

Чрезмерная забюрокраченость процедур закупок и недостатки законов приводят к тому, что обеспечение повседневной деятельности госучреждений становится квестом повышенной сложности. На любую закупку уходит от двух до шести месяцев. Часть регулярных потребностей вполне возможно прогнозировать и планировать, но далеко не всё. С нерегулярными и внезапными потребностями возникают проблемы. Если же деятельность госучреждения связана с обеспечением безопасности, в том числе здоровья, то даже 2-х месячные задержки чреваты. Примеров множество.

Также, задержки в обеспечении оперативных потребностей учреждений-разработчиков или производственников тормозят более серьёзные процессы, в первую очередь на режимных предприятиях. С такими пудовыми гирями на ногах совершать экономические рывки будет совсем не просто.

Подробнее: bit.ly/2IPss70
источник
2018 May 29
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Когда ответить на пятничный запрос

📝 У заказчика есть 2 дня, чтобы разъяснить положения документации, после того как он получит от оператора запрос участника. Разместить в ЕИС разъяснения он должен в этот срок, если запрос поступил не позже чем за 3 дня до конца срока подачи заявок (ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ). Закон не уточняет, в каких днях считать этот срок: календарных или рабочих.

📝 Обратите внимание, если последний день срока, когда заказчику направляют запросы, — нерабочий день, то срок переносится на следующий за ним рабочий день (решение Адыгейского УФАС от 23.09.2016 № К-112/16). Такое правило из статьи 193 ГК используют, поскольку правила контрактной системы не содержат общего порядка, по которому исчисляют сроки.

📝 Если участник подаст жалобу на то, что разъяснения вы разместили в ЕИС в понедельник, воспользуйтесь решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.11.2017 по делу № А38-10778/2017. Оно поможет отстоять свои права в споре о последнем дне, когда заказчик вправе отвечать на пятничный запрос.

Источник: bit.ly/2ISVhj7
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Большие изменения в КТРУ в части лекарственных средств

В Каталог товаров, работ, услуг 26.05.2018 добавлено большое количество лекарственных средств. При наличии товара в КТРУ, описание в извещении должно обязательно соответствовать данному в каталоге. Применяется обновленное описание из каталога с даты, указанной в карточке препарата - это 26.05.2018.

Также согласно информации в карточках позиций 27.05.2018 были внесены изменения в уже существующие с 2017 года описания. В одном из примеров изменилась строка "Комплектность потребительской упаковки". Каталог в части лекарств развивается, чего нельзя сказать о других направлениях. Медикам приходится быть предельно внимательными.

Возможно, изменения были связаны с синхронизацией КТРУ с справочником классификатором лекарственных препаратов (ЕСКЛП). Он создан для унификации сведений о международных непатентованных наименованиях лекарственных средств, форм и дозировок лекарственных препаратов в едином справочнике. Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145.

Источник: bit.ly/2J89WpZ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ФАС напомнила, что заказчик по Закону N 223-ФЗ должен размещать проектно-сметную документацию в ЕИС

Заказчик провел закупку строительно-монтажных работ и не разместил в ЕИС проектно-сметную документацию. ФАС признала это нарушением и оштрафовала заказчика.

По мнению антимонопольного органа, отсутствие ПСД означает, что заказчик не установил требования к объему работ, которые нужно выполнить по договору. В результате потенциальные участники не могли сформировать обоснованное предложение.

Напомним, что подобную позицию недавно высказал ВС РФ. #консультантплюс

Документ: Постановление ФАС России от 26.03.2018 N 223ФЗ-331/17/АК074-18
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суды продолжают убеждать ФАС России соблюдать требования ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках

Несколько дней назад появились первые судебные акты с мотивированной оценкой позиции  Центрального аппарата ФАС России о допустимости самостоятельного выявления   антимонопольным органом «иных нарушений», не указанных в жалобе на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ.

По мнению судов, данная позиция Центрального аппарата ФАС России, изложенная в письме ФАС России в территориальные органы от 23.01.2018 № ИА/3655/18, противоречит действующей редакции Закона № 223-ФЗ (ч. 13 ст. 3) и правовой позиции Верховного Суда РФ о недопустимости неограниченного контроля за закупками отдельных видов юридических лиц.

Эта позиция была поддержана арбитражным судом Республики Марий Эл в решениях от 21.05.2018 г. по делу № А38-1681/2018 и от 21.05.2018 г. по делу № А38-1682/2018.

Отменяя решение и предписание антимонопольного органа, суд указал, что антимонопольный орган принял оспариваемое решение с превышением полномочий, определенных частью 13 статьи 3 Закона о закупках, выявив в рамках рассмотрения жалобы другие нарушения в действиях заказчика.

По мнению суда, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

Данный вывод содержится в пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018. #223фз #обжалование

Подробнее: bit.ly/2GYXfsg
источник
2018 May 30
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
«Виробан» не смог опротестовать правила формирования реестра поставщиков медизделий из ПВХ

Верховный суд 29 мая отклонил апелляционную жалобу компании «Виробан» на правила формирования реестра имеющих право на господдержку поставщиков медизделий из ПВХ. Правила сформулированы таким образом, что попасть в реестр смогла  только компания «Медполимерпром», принадлежащая Алексею Борисову и Евгению Спектору

В ноябре 2017 года «Виробан» обжаловал правила отбора в реестр поставщиков медизделий из ПВХ по постановлениям Правительства РФ №967 и №968, согласно которым единственным поставщиком, попавшим в реестр, стала компания «Медполимерпром».

В феврале 2018 года Верховный суд, рассмотрев дело, отклонил  претензии «Виробана», за исключением сроков подачи необходимых документов. Судьи подсчитали необоснованным ограничение срока приема документов на включение в реестр до 11 сентября 2017 года, установленное Минпромторгом, и аннулировали его. «Виробан» не устроило принятое решение, и в апреле 2018 года компания подала  апелляцию.

Согласно постановлениям Правительства РФ №967 и №968, принятым  в августе 2017 года, Минпромторг должен был сформировать реестр компаний-производителей, которые смогут получить приоритет при госзакупках, при этом претенденты должны не только инвестировать в локализацию производства, но и удовлетворять ряду показателей: иметь объем продаж медизделий за три года не менее 700 млн рублей, не менее семи патентов и семи регистрационных удостоверений на профильную медицинскую продукцию.

Источник: bit.ly/2J1y61Q
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Декларация страны происхождения товара: что это за документ и где его взять?

Статья zakupkihelp.ru о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках Закона N 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155). #нацрежим #поставщикам

Источник: bit.ly/2J0ctz4
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Напоминаю о том, что у канала есть чат для обсуждения текущих проблем и взаимопомощи: @zakupkiChat. Есть также чат для обсуждения тем, не связанных с гозакупками (флуда): @zakupki44. Новости госзакупок, по разным причинам не попавшие на основной канал, можно почитать на втором нашем канале: @roszakupki.

Кроме того, в мессенджере ТамТам есть канал, объединяющий посты из обоих наших Телеграм-каналов: https://tt.me/zakupki44fz.
источник
2018 May 31
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Реформа закупок застряла на спецсчетах

Минфин вчера впервые официально подтвердил, что с 1 июля масштабная реформа инфраструктуры электронных госзакупок откладывается минимум до 2019 года. Власти не успевают отобрать для работы по закону 44-ФЗ уполномоченные банки и торговые площадки, в том числе для закупок у малого и среднего бизнеса (МСП). Отсутствие нового пула операторов и финансовой модели их функционирования делает невозможными закупки госкомпаний у МСП, говорят в Минфине. А отсрочка же реформы потребует очередных законодательных изменений, что ставит под угрозу ее реализацию.

Как сообщила “Ъ” пресс-служба Минфина, регулятор предложил Белому дому отложить минимум до 1 января 2019 года запуск схемы по размещению на спецсчетах в уполномоченных банках средств поставщиков для обеспечения заявок на участие в госзакупках и закупках госкомпаний у МСП. Внедрить новую экономическую модель к 1 июля власти не успевают. 16 мая 2018 года Минфин внес в правительство проект постановления об установлении требований к банкам, уполномоченным открывать спецсчета, они идентичны требованиям к банкам для размещения на депозитах средств бюджета, пояснили в Минфине (то есть пул банков де-факто отобран). Нерешенным остается вопрос о «требованиях, касающихся порядка взаимодействия банков и участников закупок», их предлагается установить с 1 января 2019 года, уточнили в Минфине, а не с 1 июля 2018 года, как ожидали участники рынка.

По оценке заместителя главы Федерального казначейства Анны Катамадзе, к 1 июля к интеграции с Единой информационной системой закупок будут готовы все шесть действующих операторов по 44-ФЗ, и с 1 июля в действие вступит часть реформы, касающаяся электронных процедур. В полном же объеме реформа будет реализована в 2019 году, подтвердила она. В Минфине при этом “Ъ” сообщили, что проведение электронных закупок у МСП должно осуществляться на «новых» операторах электронных площадок и возможность работы с действующими операторами в 223-ФЗ не предусмотрена.

Источник: bit.ly/2kDKryU

Update: На сайте Минфина 31.05.2018 в 18:58 появилось "Опровержение информации о переносе размещения на спецсчетах в уполномоченных банках средств поставщиков для обеспечения заявок на участие в госзакупках".
источник