Size: a a a

Замесин про жизнь и предпринимательство

2019 May 01
Замесин про жизнь и предпринимательство
Ваня просил написать несколько мыслей про IPO Slack в 2019 году

Форма S-1 перед эмиссией - https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1764925/000162828019004786/slacks-1.htm  

Переход к публичности означает, что общедоступной становится очень много информации о компании, которая раньше была доступна фрагментарно или только текущим инвесторам - венчурным фондам. Срываются покровы. Разбираю главные доступные теперь показатели.

Slack хочет выйти на биржу и позволить продавать свои акции из рук в руки, а не привлекать деньги в компанию как это обычно на IPO все делают. В первую очередь это означает, что у компании сейчас абсолютно достаточно денег на рост, и продавать свои акции она планирует ещё позже, когда вырастет в выручке и станет стоить подороже. Выход на биржу больше связан с желанием и фаундеров, и текущих инвесторов откэшиться за 10 лет ожидания, нежели срочно найти денег на дальнейший рост (как по-прежнему много теряющие каждый год Uber или Lyft).

Также, это подразумевает, что нет т.н. lock-up period - когда надо (обычно 3-6 мес) ждать после IPO когда сотрудники смогут начать, наконец, продавать свои акции. Венчурные инвесторы обычно продают прямо в IPO.

Русский CTO (!) в Канаде - давно работает с CEO и сделал с ним пару бизнесов ранее, первое его интервью было вот: https://secretmag.ru/cases/interview/slack.htm - куча инсайтов.

Компании 10 лет (с 2009 года), привлекли суммарно $1.2 млрд.  Seed round пролидировали Accel и SV Angel (лучший ангельский фонд долины походу).

Последний раунд был в авг 2018 на $0.5 млрд по оценке $7.1 млрд. То есть Unicorn уже аж 5 лет, целенаправленно не спешили выходить на биржу, хотели выйти уже по совсем большой оценке. Дивиденды выплачивать не планируется - все будет реинвестироваться в рост.

А сейчас компания оценивает себя в 16-18-20 млрд долл (в 2.5-3 раза дороже чем менее года назад, ОЧЕНЬ большой спрос на акции).

Грубо говоря, компания выросла в 2 раза, а оценка будущими акционерами кто хочет на IPO вложиться получается в 3 раза выше, чем год назад. Компания стоит астрономические 45-50 годовых выручек 2018го года,
но
ожидает видимо 2ухкратный ее рост в 2019ом. Недавняя динамика выручки - $400 млн 2018, $220 млн в 2017 и $105 млн в 2017 = удвоение каждый год, т.н. экспоненциальный рост ( = темп роста в процентах - константа).
Для компании такого размера это капец, такие темпы роста - мечта инвесторов и гораздо ранее - на Series A, B, C, итп буквах (а Slack привлек еще D, E, F, G и H = ) - 9 раз поднимал деньги за 10 лет. https://www.crunchbase.com/organization/slack#section-funding-rounds

Таким образом, буквально через год текущая оценка в 45 годовых выручек уже превратится к 22 годовых выручки, уже более привычные инвесторам, поэтому они абсолютно ок переплатить сейчас, покупается будущее. 45-50 годовых выручек показывает, грубо говоря, что инвесторы на бирже верят, что компания может вырасти по обороту в 10 раз всего за 4-5-6 лет.

Расходы компания очень нетипично делает: уже 3 года подряд успешно поддерживает чистый убыток ровно $140 млн/год, дескать у нашего менеджмента все и полностью под контролем вне зависимости от скорости роста нашей выручки, и что дескать в любой момент можем замедлить рост выручки и стать прибыльной компанией. Поэтому сейчас все умело реинвестируем в рост.
За последний год структура расходов была: $50 млн себестоимость продаж, $157 млн - разработчики и сервера, $233 млн - sales & marketing, и $112 млн все что сверху - зарплаты менеджмента, аренда офисов итп.

90 тыс платящих юзеров (то есть $4500/год, то есть аж $378/мес, для SaaS с одного клиента - это много) в 2018,
и
60 тыс платящих юзеров в 2017ом - т.е. прирост +50%/год, то есть текущие платящие пользователи стали платить БОЛЬШЕ (выручка-то удвоилась). Это тоже признак здоровой SaaS компании, где ее продукт потребляется имеющимися клиентами все больше и больше - текущие юзеры видимо подтягивают своих коллег =), такой внутрикорпоративный ФБ.
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Из платящих клиентов сейчас 575 организаций платят больше $0.1 млн/год. и это дает 40% выручки (в S-1 отмечают, что сильно зависят от такой концентрации выручки), никакой рекламы внутри продукта, а просто цена за подписку в зависимости от числа юзеров. Такая большая годовая выручка на одного клиента - идеальный растущий SaaS бизнес, в котором половину выручки дают большие, предсказуемые бизнесы размера medium или enterprise.
а
В пайплайне на дальнейшую монетизацию выручки - ужа 500 тысяч бесплатно пользующихся организаций (и их число растёт), 150 стран мира, 90 минут использования в день (!), 10 млн DAU (daily active users) - причём половина из них не в США.

Стратегически -  Slack одна из вообще моих любимых компаний - зайти в enterprise через бесплатный продукт для B2C и бесплатные пользователи начинают убеждать работодателя купить всем платную подписку, и все это в стиле мессенджера с emoji - это надо было суметь. 😂😍🔥🚶‍♂️💗✌️

А на растущие годовые когорты выручки Slack можно просто медитировать:

источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Комментарии и вопросы к S-1 Uber'а от Ben Thompson'a, автора блога Stratechery:

• Total Addressable Market Uber'а—$5.7 триллионов. «На нашей платформе люди совершили поездки на 26 миллиардов миль, это меньше 1% от всех поездок, которые совершили люди в странах, на которых мы работаем»
• Serviceable Available Market Uber'а (рынки, на которых УЖЕ работает Uber)—$2,5 триллиона
• 46% поездок в США короче трёх миль, поэтому Uber воспринимает электросамокаты и электровелосипеды как прямых конкурентов своему основному продукту // прим. Ивана: самая свежая статья про то, что Uber подумывает купить Lime или Bird—https://www.theverge.com/2018/12/1/18120933/uber-bird-lime-acquisition-negotiaton-report датируется 1 декабря 2018 года, свежее данных нет
• Про self-driving: «Мы верим, что нам предстоит длительный период гибридной автономности, в котором самоуправляемые автомобили будут дополнять парк с водителями для специфичных сценариев, например, по заранее проверенным маршрутам, в хорошую погоду и со слабым траффиком. При этом, основную массу поездок будут совершать живые водители»
• С самоуправляемыми автомобилями у Uber'а есть две сложности: 1. Waymo (Alphabet) запартнёрились с Lyft и, вероятно, совместно будут выводить самоуправляемые автомобили на рынок. 2. Вероятно, самоуправляемые автомобили будут в первую очередь адоптиться на рынках, на который у Uber'а нет доступ: Китай и Сингапур.
• S-1 оставил за собой кучу вопросов, например: «Какой ретеншн и стоимость привлечения Uber'а для водителей и пассажиров?», «Какой ретеншн и стоимость привлечения Uber Eats для ресторанов, доставщиков и кастомеров?», «Какое распределение выручки и маржинальности по регионам?». Нипанятна, короч

🔗 https://stratechery.com/2019/uber-questions/
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Рецензия на книгу «The Compound Effect» by Darren Hardy

Удивительно полезная (для меня) книга от типичного американского коуча про то, как добиваться успешного успеха (спойлер: надо вкалывать).

Всё это нам уже сто раз со всех сторон твердили, но напомнить себе ещё раз и пойти и РЕАЛЬНО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ полезно.

🔗 https://zamesin.me/books-compound-effect/
источник
2019 May 02
Замесин про жизнь и предпринимательство
Микро-апдейт по Мете (bemeta.co): выручка за апрель—514 800 руб. Расходы—526 400 руб.

В мае планируем нанять продакта-джуна на базовое качество, маркетинг-менеджера и двух фулл-стеков + частично возобновляем покупку платного траффика, поэтому в мае-июне расходы подскочат до миллиона.

Следующий большой отчёт по Мете будет 1 июня.

🔗 публичный pnl: http://bit.ly/metapnl
источник
2019 May 06
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Проблема с проверкой гипотез заключается в том, что ДО того, как ты найдёшь одну выстрелившую гипотезу, всё как в тумане и ничего не понятно. Но как только гипотезы умирают или подтверждаются, мозг моментально придумывает объяснение: «ну да, понятно, что это не сработало бы» и «ну да, я так и знал, что это выстрелит».

Издание Vox сделали классный материал с рассказом людей, работавших над Amazon Prime—программой лояльности Amazon'а, которая значительно повлияла на то, чем сейчас является Amazon.

Такие истории как раз показывают как процесс принятия решения выстрелившей гипотезы выглядел ДО того, как все поняли, что гипотеза подтверждается. И в процессе многое было не понятно, цифры не сходились. В Интервью Дэвиду Рубинштейну, Безос рассказал, что: «Amazon Prime при моделировании казался ужасной идеей, но мы решились на эксперимент, так как искренне верили в него. И когда мы запустились, к нам пришли суперактивные пользовали (прим. Ивана: которые много заказывали и эксплуатировали бесплпатную доставку Prime'а) и мы были в ужасе, но со временем стали приходить обычные пользователи и Prime вышел в плюс». https://t.me/zamesin/303

Прочитайте рассказ людей, которые работали над этой программой.Краткие тезисы:

• Prime придумал Charlie Wand, current Amazon VP of Technology, former Amazon principal engineer) в октябре 2004 года и после серии итераций, команда пришла к отполированной идее: за фиксированную стоимость клиент получает бесплатную двухдневную доставку и вполовину ниже стоимость однодневной доставки (до выкатки Prime'а). // до зимы 2004-2005 годов у Amazon двухдневная доставка стоила $9.48.
• В рождество 2004 года, Jeff Bezos (Founder & CEO at Amazon) попросил Vijay Ravindran (director of ordering) сделать Prime ключевым приоритетом для его команды и запустить его за 4 недели. Ravindran уговорил Bezos'а дать ему 6 недель, и команда начала работать на всех парах. Проект назывался Futurama. У Ravindran'а был карт-бланш на любые ресурсы компании и, когда он приходил в команду, и забирал ключевых инженеров, Ravindran оставлял ошарашенному руководителю футболку с лого Futurama и фразой «shipping in 6 weeks or less. Guaranteed»// kek
• после запуска (см. скрины писем) Prime был убыточным, маржа по доставке ушла в минус, так как товары в близких к клиентам распределительным центрам стали заканчиваться и вместо $1.5 доставки из ближайшего распределительного центра, пришлось доставлять товары самолётом за $15, но Bezos и команда продолжали верить в Prime
• Prime стал прибыльным благодаря работе над снижением стоимости двухдневной доставки и повышения маржинальности продаваемых через Prime продуктов
• Позже, в Prime добавили бесплатные телепрограммы и сериалы и оказалось, что люди, которые смотрят сериалы в Amazon, чаще совершают покупки
• Цель Jeff'a Bezos'a—поменять психологию покупателей и приучить их покупать всё на Amazon, даже срочные подарки—была достигнута


🔗 https://www.vox.com/recode/2019/5/3/18511544/amazon-prime-oral-history-jeff-bezos-one-day-shipping
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
2019 May 09
Замесин про жизнь и предпринимательство
Ваня Замесин просил посмотреть на IPO Uber’а

Проспект S-1 эмиссии - https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1543151/000119312519103850/d647752ds1.htm

Uber выходит на биржу, чтобы все прошлые инвесторы и сотрудники наконец откэшились.

Кратко-срочно:
- Очень переоценено. 90 млн пользователей и убыток несколько млрд долл в год, рост выручки 40%/год, а капитализацию хотят 90 млрд долл (по $1000 на пользователя?).
- Facebook имел 1 млрд пользователей, удвоение выручки и был операционно прибыльный на момент IPO по почти такой же оценке.
- И, кстати, Lyft за 1.5 мес с размещения подешевел с $22 млрд до $16 млрд (минус 30%) https://finance.yahoo.com/quote/LYFT?p=LYFT.
- Нужно быть прибыльной на уровне 5% чистой прибыли после налогов И в течении лет 6-7-8 расти с ТЕКУЩИМ (не убывая) темпом роста чтобы оправдать сегодняшнюю оценку? Сейчас убыток -23% чистой выручки.
- Такие темпы роста - это примерно $500 млрд ВАЛОВОЙ выручки и около $50-80 млрд чистой выручки через 6-7 лет.
- $0.5 трлн выручки это около 7-9% рынка ЛЮБЫХ наземных пассажирских перевозок мира (и авто, и такси, и автобусы-метро-скутеры итп).
- Похоже, после размещения Uber подешевеет на несколько десятков процентов и будет потом неспешно расти на 10% в год 3-4, чтобы опять стать 100 млрд, только уже года через 4. А потом Тесла получит 100-200 тыс самоуправляемых авто на дорогах и Uber начнет дешеветь? =)


Средне-/долгосрочная перспектива:
- Я не верю в долгосрочные сетевые эффекты. Транспорт - это услуга без бренда, commodity ("из точки А в точку Б за икс рублей").
- Тесла в апреле анонсировала, что дадут уже в 2020ом году (в тех штатах, где разрешат) на self driving делать такси ценой $0.18 за милю вместо $2-3 как у такси (срок жизни Тесл 11 лет). В такси рынке будут ВСЕ физические производители self driving cars, просто продавать не таксистам, а сразу всем пассажирам машину за ее life time =) А потребители будут просто ставить аппы bmw или hyundai.
- Даже если десятки процентов автопарка в мире останутся управляемые людьми (бездорожье итп), они не могут конкурировать с self driving taxi's.
- Среднесрочная ставка на Uber - вера в то, что они смогут делать software and hardware for self driving лучше, чем сотни стартапов и компаний по миру? Долгосрочная - что именно их self driving будут использовать физические производители автомобилей?
- (даже когда чипы и сенсоры и софт для self driving станут полностью применимы, физически автомашины буду производить все же владельцы физических заводов. А Тесла будет какое-то время опережать всех в электромобилях за счет своих фабрик аккумуляторов, но потом все обычные производители тоже подтянутся. И наступит эпоха всеобщих беспилотных такси и малого числа автовладельцев =)

***

Uber пока выглядит масштабно:
- 30 инвестбанков ведут размещение
- Компании ровно 10 лет.
- Привлекла около $15 млрд. инвестиций в компанию (а еще на 10 млрд долл акции переходили от основателей/инвесторов другим инвесторам).
- 14 млн поездок в день, 5 млрд в год (2018). в 2017ом 3.7 млрд.
- 700 городов по миру
- "1% всех поездок по миру".
- Технологическое преимущество в маркетплейсе, routing, платежи - а где self driving?
- Велики, скутеры, доставка еды, грузовое подразделение ($125 млн выручки в Q4'2018) + весной запустились в Европе.
- В марте 2019 купили ближневосточный Careem за $3 млрд (14 стран, 500 млн чел население).
- Много ля-ля про сетевой эффект.

Размеры рынка дааа:
- Total addressable market оценивают в 11.9 trillion miles/year, рынок в $5.7 trillion в 175 странах (включая весь личный транспорт + весь общественный транспорт) + еще 20 стран попозже с $0.5 трлн. рынком.
- Serviceable market - 57 стран, пассажирские поездки до 50 км, в деньгах = $2.5 трлн.
- Рынок доставки еды оценивают в $0.5 трлн.
- Грузовой рынок - в еще несколько трлн долларов.

Но есть куча всего, что ставит под сомнение запредельную оценку (2-2.3 валовые выручки 2018 года):
- 25% выручки дают (!) 5 городов: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анжелес, Лондон и Сан-Паулу.
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
- Темп роста валовой выручки (сколько пассажиры заплатили за поездки) упал со 100% в 2017 до 40% в 2018.
- Чистая выручка (комиссия Uber'у) весь 2018ый год была $2.2-2.4 млрд/квартал. Эээ. То есть валовая выручка выросла с $11 до $14 млрд / квартал, а чистая выручка _НЕ_ росла = маржа Uber'а упала на треть в абсолютном выражении? В 2017ом take rate (маржа, сколько Uber брал себе с каждой поездки) была около 20-22%, а сейчас 18%
- EBITDA минус $2 млрд/год последние несколько лет.
- Инвесторы налили по несколько млрд $ в Lyft, Cabify, MyTaxi, Bolt, Kapten, Didi, AutoNavi, Meituan, Grab, OlaCabs etc. и в итоге Uber делал joint ventures и выходил из дальнейших маркетинговых войн в России (Yandex Taxi), Китае (Didi), Юго-Восточной Азии (Grab) и не одолел Ola в Индии. В России до 2025 года не могут конкурировать, в Китае и Азии до 2023-го.
- Автономные автомобили идут последним, 9ым пунктом.
- We also compete with Waymo, Cruise Automation, Tesla, Apple, Zoox, Aptiv, May Mobility, Pronto.ai, Aurora, and Nuro.
- Самая классическая "дилемма инноватора", которую можно себе вообразить: в марте 2018 перестали тестировать свои self driving cars после гибели 3 человек, типа "повлияет на наш имидж как перевозчика". 😂😂😂😂. Боятся дисраптить свой собственный бизнес - не развивают на реальных дорогах свои self driving технологии, опасаясь что по мере роста ДТП люди могут негативно относиться к ним как к ОБЫЧНОМУ такси перевозчику и начнут отказываться от поездок. Понятно, что это искажения в сознании людей и они не помнят, что сейчас 1.5 млн чел в мире гибнет в ДТП от реальных водителей (а из расчета на километр езды self driving УЖЕ безопаснее в 100 раз если не больше), но все равно… Аминь! =)
- (про дилемму инноватора тут можно глянуть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подрывные_инновации)

источник
2019 May 10
Замесин про жизнь и предпринимательство
Минутка фана. George Lucas поздравил James Cameron’а в 1998 году поздравил с тем, что Титаник обошёл по сборам Звёздные Войны, а недавноJames Cameron отправил открытку to Kevin Feige (главе Marvel), мол «поздравляю вас, что обошли титаник». Впереди самый кассовый фильм того же Jim Cameron—Avatar.

фактчек: Avengers: Endgame собрали в прокате $2,303 млрд, хотя с учётом инфляции это $1,434 млрд. в долларах 1997 года., а Титаник в 1997 году собрал $2,178 млрд.

Было бы классно наблюдать, как Гейтс, Кук и Безос шлют такие же открытки друг другу про триллионные (“триллиард”, кек) капитализации.
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Оказывается, традицию поздравлять друг друга с самым кассовым фильмом начал Steven Spielberg to George Lucas, когда Star Wars: The New Hope обошёл в прокате фильм Спилберга Jaws.
источник
2019 May 12
Замесин про жизнь и предпринимательство
Ребята из NYTimes собрали актуальные исследования про прокрастинацию и пришли к выводу, что сила воли вообще не при чём. Дело в том, осознаём мы свои эмоции относительно задачи или нет, и умеем ли с этим справляться НЕ прокрастинируя.

Недавно на U_Skillz Димы Фалалеева рассказывал про то, как отсутствие контакта со своими эмоциями мешает жить и, когда готовился к рассказу, яростно прокрастинировал отрисовку слайдов. Проиллюстрировал статью NYTimes своим опытом прокрастинации 🙂 Осторожно, внутри божественная графика (как на картинке выше)

🔗 https://zamesin.me/stop-procrastination/ читать 3 минуты
источник
2019 May 13
Замесин про жизнь и предпринимательство
источник
Замесин про жизнь и предпринимательство
Я стартую второй проект (после Меты), уже for-profit и на международный рынок. И, как обычно, ищу продакта, который будет его развивать full-time.

У меня есть гипотеза, что на глобальном англоговорящем рынке есть потребность в обучении процессу проверке гипотез, итеративному тестированию фич, нахождения платящих сегментов и проверки гипотез продуктов (всё то, что мы, русскоговорящие, называем Customer Development). По-умолчанию, я представляю себе это в виде онлайн-курса плюс платные блог/рассылка со свежими эксклюзивными кейсами. Если в процессе кастдева мы найдём другие потребности и решения—будем пивотиться.

В России я проверил гипотезу спроса в подобном обучении (провёл 30+ тренингов, офигеть), знаю, что теория по пересказанной "спроси маму" не работает, ЛПРы покупают только: «хочу, чтобы мои сотрудники РЕАЛЬНО поменяли то, как они работают, мне, блин, OKR'ы надо выполнять». Хочу это знание перенести в обучение, построенное вокруг практики. Тырить будем у лучших—GoPractice, бизнес-школ, лучших курсов из долины.

Ищу продакта, который проверит эту гипотезу, если не подтвердится—скорректирует и, в итоге, найдёт сегмент с сильной потребностью, и создаст продукт. Цель—выйти на выручку в $1 000 000 за 2020 год (абсолютно реально).

Уровень—middle/senior, денег 150к на руки фикс, плюс повышение по достижению уровней выручки. Например, при достижении месячной выручки в $25 000 зарплата будет 250 000 на руки + разовый бонус $5 000. Разговорный и письменный английский на уровне Advanced—обязателен!

Хоть я буду взаимодействовать с тобой на 5-10 часов в неделю и помогать принимать решения, 100% ответственности будет на тебе. Работать нужно будет много, неизвестности тоже будет много. Бюджет на разработку, маркетинг и контент ~2 млн. руб., поэтому будем неистово экономить и хитрить. На выходе у тебя будет классный кейс создания продукта на глобальном англоязычном рынке.

🔗 http://bit.ly/productcustdevme
источник
2019 May 18
Замесин про жизнь и предпринимательство
Рецензия на книгу Mindsight by Daniel J. Siegel.

9/10.

Очень очень очень крутая книга про то, как работает наш мозг и психика. Автор объясняет через принципы работы мозга, как травмирующий опыт нарушает баланс в нашем мозгу и сознании, и как это исправлять. Часто узнавал свой опыт психотерапии в этой книге и, в итоге, значительно лучше понимаю что со мной происходило ДО психотерапии и КАК ИМЕННО психотерапия изменяла мою психику и мозг.

🔗 https://zamesin.me/books-mindsight/
источник