Telegram и интернет-провайдеры обратились в Комитет министров Совета Европы из-за ограничения частной жизни и тайны переписки
В меморандуме
утверждается, что российские власти не исполняют решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое «по делу «Роман Захаров против России».
Это решение было принято в декабре 2015 года, в нем Суд признал нарушением Конвенции СОРМ-2 - практику произвольного прослушивания сотрудниками МВД и ФСБ телефонных переговоров абоннентов "большой тройки" мобильных операторов. За три года власти не предприняли ничего, чтобы прекратить такую деятельность. Более того, как пишут авторы обращения, ситуация значительно ухудшилас - теперь власти стремятся хранить весь интернет-трафик и читать всю электронную переписку.
Выдержки из Меморандума:
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что ситуация в сфере перехвата сообщений при осуществлении правоохранительной деятельности в России после вынесения Европейским Судом Постановления по делу «Роман Захаров против Российской Федерации», значительно ухудшилась.
Предпринимаемые российскими властями шаги, в том числе принятие законов, обязывающих операторов связи и интернет-сервисы хранить гигантские объемы пользовательских данных и сообщений в отсутствие эффективных механизмов контроля, а также обжалования незаконных действий и возмещения ущерба от разглашения личной информации, неизбежно приведут к массовому нарушению прав граждан на приватность и анонимность, ухудшению экономического положения небольших частных компаний, ущемлению конкуренции и дальнейшей монополизации рынка телекоммуникационных услуг.
Telegram и интернет-провайдеры просят Комитет Министров Совета Европы:
A) обратить внимание Правительства на необходимость отмены Федерального закона № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в части, касающейся поправок в законы «О связи», и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (
отменить т.н. "Пакет Яровой");
B) обратить внимание Правительства на необходимость усиления ответственности операторов связи и интернет-сервисов за соблюдение прав человека, в частности, законодательного закрепления обязанности регулярно публиковать развернутые отчеты о количествах обращениях государственных органов и частных лиц, связанных с ограничением доступа к контенту, а также о количествах запросов со стороны государственных органов на раскрытие пользовательской информации (
публиковать transparency reports);
С) обратить внимание Правительства на необходимость изменения технологии перехвата, позволяющей органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность иметь постоянный прямой доступ ко всем телефонным переговорам и интернет-коммуникациям всех пользователей (
отказаться от ключей шифрования, бэкдоров и других технических способов непосредственного доступа к коммуникациям).
D) предложить Правительству включить в проект поправок в законодательство об оперативно-розыскной деятельности, требование обязательного предварительного предоставления поставщикам услуг связи и организаторам распространения информации судебного разрешения на доступ к сообщениям пользователей и метаданным (
доступ к переписке только после предъявления обоснованного судебного решения);
Е) сформулировать требование обязательного предварительного публичного и транспарентного обсуждения всех принимаемых норм, ограничивающих цифровые права граждан, на основе мультистейкхолдерного подхода с привлечением представителей гражданского общества и интернет-отрасли (
участие общественности и интернет-отрасли при выработке политики и проектов решений в сфере технологий).
Детали и комментарии у
Дамира Гайнутдинова .