Замечательная история о том как мотивированные энтузиасты могут покрывать горы. Вайфаем. И не просто какие-то там горы, а Эверест!
Эта заметка является вольным переводом статьи NG с собственными дополнениями.
https://www.nationalgeographic.com/adventure/2019/05/mount-everest-link-internet-wifi/Введение
Когда-то давным давно на Эвересте не было никакой связи. Единственной возможностью куда-то позвонить был спутниковый телефон. Так продолжалось довольно долго. В один прекрасный момент герой статьи по имени Tsering Gyaltsen Sherpa переломил ситуацию и ценой невероятных усилий и организовал связь на самой высокой точке земли.
Как все начиналось
Несмотря на то, что семейство
Sherpa далеко не все время присутствуют в лагере, они являются людьми с огромным весом и пользуются авторитетом у местных. Но так было не всегда. В 2000 году о них мало кто знал за пределами
Кхумбу в котором они родились и выросли. Можно сказать, что в деревне практически не было связи и в целом для того чтобы воспользоваться хоть какой-то инфраструктурой приходилось спускаться вниз.
Один из жителей по имени
Gyaltsen Sherpa особенно остро столкнулся с нехваткой средств коммуникации, когда у его матери обнаружили рак легких. Ей оставалось жить около года или двух. Можно представить как члены семьи дорожили каждым моментом , проведенным вместе с ней. У многих из них был свой бизнес и если, к примеру, сестра могла оставить свое дело на сезон, то закрыть бизнес всем означало, что семья потеряет источник средств к существованию. По времени это совпало с происшествием, когда маоисты-повстанцы разгромили государственный канал связи в
Намче-Базар и коммуникации ведущие в Кхумбу оказались полностью разрушены.
Gyaltsen Sherpa не обладал техническими знаниями, но смог разобраться и установить двунаправленный спутниковый канал связи, а вместе с этим открыть первое в истории интернет-кафе на территории Кхумбу. Это позволило семейству и многим жителям деревни оставаться на связи, а также вести бизнес удаленно вплоть до 2004 года.
К сожалению, маоисты пришли снова и на этот раз их претензии были направлены не к правительству, а уже персонально к семейству
Sherpa. Деревня вновь оказалась без связи на десять лет, то есть, до 2014 года. В этот момент семейство решает основать свой собственный бизнес и открывает оператора
Everest Link. При чем, уже в самом начале были введены в эксплуатацию 36 базовых станций и 166 жилищ были оборудованы роутерами-терминалами для того чтобы каждый житель мог воспользоваться услугами доступа в интернет. Сам
Gyaltsen отмечает, что модель оператора изначально предусматривает тесное взаимодействие с сообществом. Подключение и терминалы изначально субсидируются оператором. Взамен владельцы терминалов продают карты доступа, так же имея свой процент с продаж.
Помня о том как начинался бизнес семейства
Sherpa, в 2018 году оператор Everest Link запустил программу “Hello, Doctor”, благодаря которой любой житель мог бесплатно позвонить и получить медицинскую консультацию. Хотя
Gyaltsen считает, что еще большим достижением является доступ к различным обучающим материалам. Буквально его слова можно перевести так: “Взаимодействуя в социальных сетях, вы выкладываете фото, а затем должны его подписать. Для многих непальцев это возможность научиться читать и писать”. Но это была бы слишком приторная и позитивная история, если бы мы опустили технические сложности. Потому что нельзя просто так поставить 36 базовых станций и не столкнуться с ними. Для Everest Link основной трудностью оказалось противодействие молниям. Находясь на высоте в непосредственной близости от грозового фронта, молнии ударяют в оборудование около 10 раз в год.
Gyaltsen утверждает, что они перепробовали, кажется, все виды грозозащиты, но ни один из них не сработал.