ЧТО ЖЕ ТЫ ЗАРАЗА - И ВОТ ТЫ В БОЛЬНИЦЕ
Как думаете, - сколько людей ежегодно умирают в российских больницах не от тех заболеваний, с которыми туда поступают, а от подхваченных в больнице специфичных-для-больниц-инфекций? И кстати, - вы вообще про такие специфичные-для-больниц-инфекции (СДБИ) слышали?Для справки - в США от СДБИ в год умирает около 100К, что повышает ежегодные расходы на здравоохранение примерно на $40 ярдов.
Возбудители СДБИ, как следует из названия, являются специфичными для больниц, но могут распространиться и за их пределы. Ситуация усугубляется тем, что СДБИ часто устойчивы ко многим антибиотикам.
В настоящее время подход к ограничению распространения СДБИ фокусируется на точках контакта между пациентами и медперсоналом, а также с их непосредственным окружением. Это выражается в как можно более частом мытье рук медперсоналом до и после контактов с пациентами и стерилизации инструментов, катетеров и пр. Пациенты с инфекционным диагнозом полностью изолируются.
Увы, но из-за рутинизации указанных мер и в силу их принципиальных ограничений (об этом ниже), эффективность таких мер далека от совершенства.
Их принципиальное ограничение в том, что зараза в больницах далеко не только на руках персонала. Она всюду. Руки врача могут быть чистыми, но инфекция есть на одежде. Инструменты могут быть стерилизованы, а инфекция – на подносе для инструментов. А еще мобильные телефоны и планшеты и т.д. и т.п.
Короче, как у нас говорят, - систему надо менять!Исследование с помощью аппарата
комплексных сетей показало, КАК менять.
Больница – это огромная мультиуровневая темпоральная (изменяющаяся во времени) сеть, в которой постоянно перемещаются и взаимодействуют разнообразные агенты (от больных и медперсонала до посетителей и микроорганизмов, часть из которых патогенна, т.е. заразна).
Исследование динамики этой многоуровневой сети установило, что даже легкое пространственно-временное движение патогенов может резко (нелинейный скачок) повысить их агрессивность. И чем больше связей в этой больничной мультисети между агентами и любыми поверхностями, тем более агрессивные могут стать патогены. Более того.
Эта сеть имеет важное значение для размножения патогенных микроорганизмов и их мутации, что приводит к их лекарственной устойчивости.
Исследование объясняет низкую эффективность используемых сегодня методов борьбы с СДБИ на моделях комплексных сетей.
Попытки остановить передачу инфекции на всех узлах делают нынешние методы неэффективными. Усилий много – толку мало.
НУЖНО РВАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ, КОТОРЫЕ ПРЕЖДЕ НЕОБХОДИМО ВЫЯВИТЬ.
Больницы нужно разбивать на блоки, и делать между ними
дезинфекционные шлюзы, в которых не просто руки моют, а дезинфицируются все поверхности: от одежды до персональной электроники.
Исследование не ограничивается декларацией новой концепцией, а предлагает конкретный проект ее реализации, включая набор стратегий и политик:
—- где должны располагаться шлюзы в конкретной больнице;
—- кто, когда и как должен проходить обработку в шлюзах.
Данное исследование применимо не только к больницам.
Реализация аналогичной концепции могла бы здорово помочь для
ограничения распространения эпидемий. Разделение шлюзами стран, городов и районов с ограниченным скринингом и гибкой политикой дезинфекций при поездках между этими доменами может быть эффективным способом сдерживания распространения эпидемий.
И последнее. Это только кажется, что подобные меры потребуют неподъемных вложений. На самом деле, отсутствие подобных мер приводит к куда большим затратам.
Только они списываются на разгул заразы, а не на проектные инвестиции, необходимые для ее сдерживания.