Франко Моретти
Посторонние
1. Эстетика. Книга об эстетике негативных эмоций, затем книга об эстетических категориях, затем книга об эстетическом суждении. Если «амбивалентность» — это начальный аккорд Нгаи, то «эстетика» следует сразу за ним: не зря «Критика способности суждения» — основополагающий текст современной эстетики — постоянно присутствует в ее работах, как бы ни смещались другие интеллектуальные ориентиры. Однако больше, чем эстетическая сфера как таковая, ее интересует «граница между эстетическим и неэстетическим»: пространство, где вместо теоретически аккредитованных категорий, таких как прекрасное или возвышенное, мы сталкиваемся с «обыденными» и «несомненно тривиальными» понятиями —
cute, zany, а теперь и
gimmick — такими, которые «можно подслушать в поезде или в баре».
Нгаи, конечно, не первая, кто размышляет о периферии эстетического поля: она сама упоминает интерес Яна Мукаржовского и Нельсона Гудмэна к «динамическому взаимодействию между эстетическими и внеэстетическими ценностями», а также утверждение Нельсона Гудмэна о том, что «большая часть нашего эстетического опыта основана на некоторой комбинации обыденного». Но она идет дальше их исходных утверждений, выбирая весьма странную экосистему эстетической периферии в качестве своего основного объекта исследования. В этом пространстве, полном «скомпрометированных форм» — «истощенных», «неустойчивых», «вызывающе недостойных» —
Theory of the Gimmick не питает иллюзий на этот счет — мы зачастую оказываемся эстетически неудовлетворенными и, более того, разочарованными; но
по этой самой причине у нас также имеется возможность «понять, как эстетический опыт был преобразован гиперкоммодифицированными, информационно перенасыщенными и перформативными условиями позднего капитализма» . «Тривиальное», как оказывается, имеет свое уникальное «историческое значение»: оно
говорит правду о судьбе искусства в современном мире. Рваная и кустарная морфология гиммика похожа на «естественный эксперимент» в истории культуры, в котором эстетическое единство ставится на кон и, в конечном счете, проигрывает экономическим императивам.
(начало
тут, продолжение следует)