
В поисках Диего
…«Рука Бога» совершенна в самой своей приостановке. Не нужно видеть развитие событий или даже знать, что в итоге мяч оказался в сетке ворот. «Гол века», напротив, весь в движении. Один кадр никогда не сможет передать его в полной мере. Если первое свидетельствует о силе фотографии, то второе — о силе движущегося изображения. Это было поистине кинематографично. Но более того, из-за ограничений технологии камер того времени (перед этим турниром только-только внедрили технологию преодоления искажений движения для однокадровых камер, что опять же добавило композиции «Рука Бога»), поскольку каждый стоп-кадр несет на себе размытые следы предыдущей последовательности кадров, то видео оказывается важнее. Однако было бы ошибкой сводить все к одному лишь голу. Мяч, летящий за линию, — наименее интересная часть всей легендарной последовательности движений. Или гол лишь просто их подтверждение. Или еще точнее, гол был подтверждением того, что то, что произошло несколькими минутами ранее, не имело значения, потому что Диего тоже был способен и на это. Диего не просто забил гол на 55-й минуте. Он исполнил самый яркий танец призрака.
Дети и взрослые во всем мире пытались повторить танец Марадоны, порой просто с воображаемым мячом. Кто-то однажды разместил на youtube видео, на котором была показана отредактированная версия «гола века» со стертым мячом. Это был гениальный ход, который действительно передал его суть. В тот момент Диего сделал мяч неважным. Весьма немногим подобное было бы под силу, тем более на самой большой сцене. Хотя здесь так и тянет повторить слова корреспондента Би-би-си Байрона Батлера, который смирился с тем, что английская защита была просто «брошена на растерзание» . Если бы тут был уместен сеанс экзорцизма, то только в отношении того, кто всегда был призраком. Вспоминая сейчас ту поездку, я теперь понимаю, что в Буэнос-Айресе вы всегда находитесь рядом с Диего.
(дальше)