🌀🇬🇧🌀
Лекарство найдено!Rolls-Royce вылечил Trent 1000, изменив форму лопаток проблемной части двигателя.—
10 января британский производитель силовых установок
Rolls-Royce объявил о сертификации модифицированных лопаток компрессора промежуточного давления для версии Package C своего двигателя Trent 1000, устанавливаемой на Boeing 787-9. Американский авиационный регулятор FAA и европейский EASA одновременно
выпустили бюллетени для операторов этой модели
в конце декабря 2018 года.
Редизайн потребовался ввиду
второй по счёту проблемы с двигателями Package C (первой была досрочная сульфидизация лопаток турбины среднего давления) -
появления трещин в лопатках промежуточных ступеней компрессора, придуманных Rolls-Royce специально для своего модельного семейства Trent (у конкурентов «ступеней среднего давления» ни у турбины, ни у компрессора не существует).
Летом 2018 года
эти трещины побудили EASA и FAA выпустить директивы,
сокращающие полёты ETOPS (для двухмоторных самолётов над безориентирной местностью, например, океаном) до 140 минут вместо нормальных 330-ти. Это сделало
невозможным использование таких машин на транстихоокеанских и иных маршрутах. Тогда ограничения коснулись самолётов с двигателями Package C, если хотя бы один из них накопил 300 или более циклов с момента выпуска или последнего капитального ремонта компрессора.
Растрескивание лопаток первых двух ступеней средней зоны компрессора связали с особенностями реакции на запуск вентилятора и обязали производителя переработать конструкцию узла.
После
осмотра 366 двигателей версии Package C, около трети оказались уже с микротрещинами в компрессоре, но лишь в одном они дошли до «точки отказа». Этот экземпляр был снят и
доставлен в испытательную лабораторию на центральной производственной площадке Rolls-Royce в Дерби, Англия. Здесь его раскручивали до максимальных рабочих показателей и держали под этой нагрузкой по 10 часов. Все лопатки выдержали испытание, микроповреждения не перешли в критичные.
Затем двигатель доставили на полигон в Тусоне, штат Аризона, где в середине сентября его поставили на летающую лабораторию Boeing 747-267B.
Программа испытаний включала полёты на высоте 3 660 метров у побережья Калифорнии и над Аляской, при максимальной мощности работы мотора - условия, соответствующие параметрам ETOPS.
Полученные результаты были моментально использованы для исследований, в результате которых были разработаны лопатки иной формы. Компания уже начала устанавливать обновление на пострадавшие моторы: первый подлежащий модификации агрегат уже находится на площадке в Дерби.
Причём
после Package C придёт очередь Package B для Boeing 787-8, официально не затронутых «болезнью», но, по признанию Rolls-Royce, на которых тоже нашлись следы характерных микроповреждений. RR перестрахуются и
поставят обновления даже на новой «чистой» серии Trent 1000 TEN для Boeing 787-10 «в качестве меры предосторожности».
Таким образом, приступив к работе в начале 2018 года, к его концу британский производитель смог разработать и сертифицировать «лекарство».
Это хорошая новость для многочисленных клиентов, выбравших для своих Boeing 787-9 силовые установки Trent, предпочтя их в своё время конкурентному предложению от GE Aviation (GEnx-1B). Сейчас они несут финансовые и имиджевые потери от простоя новых самолётов и отмен рейсов.
Так,
одной из пострадавших оказалась а/к Virgin Atlantic Airways: на замену Boeing 787-9 с неисправными Trent 1000 авиакомпании приходится арендовать Airbus A330-300 у португальской HiFly. Или латиноамериканская LATAM, борты которой также простаивают месяцами на земле в ожидании новых силовых установок.
—
Ссылка на материал -
тут.
—
Фото @ Rolls Royce.