Конвертопланы для Арктики
Амбициозные проекты по созданию конвертопланов – летательных аппаратов, способных осуществлять вертикальные взлёт и посадку (как это делают вертолёты) и длительный высокоскоростной горизонтальный полёт, характерный для обычных самолётов, широко известны. В Арктическом регионе эти проекты особенно ждут, ведь конвертоплану практически не требуется аэродром, достаточно оборудованной или импровизированной взлётно-посадочной площадки.
Появление газотурбинных двигателей ускорило возможность создавать летательные аппараты с тягой силовой установки, превышающей массу самого аппарата. Это позволило обеспечивать вертикальный взлёт только за счёт использования тяги двигателя.
История помнит, как в 1972 году специалисты Московского вертолётного завода (МВЗ) им. М.Л. Миля начали разработку по заказу Министерства обороны транспортно-пассажирского конвертоплана Ми-30 на замену многоцелевому вертолёту Ми-8. К середине 1980-х годов было уже три типа Ми-30 грузоподъёмностью 3,2, 2,5 и 0,95 тонн. Конвертоплан был испытан и включён в госпрограмму вооружения на 1986-1995 годы, но распад СССР помешал этим грандиозным планам.
В современной России концепция конвертоплана возрождается в сфере беспилотной авиации. Три года назад на авиакосмическом салоне МАКС-2017 холдинг «Вертолёты России» представил свою новейшую опытную разработку – прототип БПЛА VRT30 взлётной массой 1,5 т. Отсутствие риска для жизни пилотов и экипажа является в данном концепте определяющим фактором, так как предполагается использование конвертоплана для военных нужд.
Для северных широт задача строительства отечественных конвертопланов актуальна как никогда, и не только в силу огромных расстояний, но и возможности сажать летательный аппарат на ледяную площадку без взлётно-посадочной полосы в несколько километров.
Изыскания российской компании «Кронштадт», также создавшей летающую модель беспилотного конвертоплана «Фрегат», тоже впечатляют. Этот беспилотник может летать, как трансформер – и горизонтально, и вертикально. Благодаря этому качеству дальность полёта увеличена в три раза по сравнению с вертолётным беспилотником.
Россия при конструировании конвертопланов идёт своим путём. Гнаться за рекордами конвертоплана американского CV-22 Osprey нет смысла. В любом случае, серийные самолёты с вертикальным взлётом мы уже выпускали (палубный штурмовик Як-38, многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального/короткого взлёта Як-141), что означает – наработки есть.
Российские разработчики, испытывая новейшие образцы конвертопланов, помимо фактора безопасности полёта, что для концепции беспилотных конвертопланов – приоритетное направление развития, учитывают и его морозоустойчивость.
Здесь огромные наработки уже есть у ZALA aero, структурного подразделения концерна «Калашников», которое имеет виды не только на поставку беспилотников для работы в условиях вечной мерзлоты, но уже приступило к испытанию новейших конвертопланов.
Полностью авторский текст читайте на GoArctic