После того, как экс-глава «Аэрофлота» Виталий Геннадьевич Савельев оказался в министерском кресле, на рынке авиаперевозок постепенно начали меняться правила игры.
В качестве одного из триггеров, чётко указывающих на происходящие структурные изменения устоявшегося порядка в отрасли, выступили новые
правила распределения многомиллиардных бюджетных ассигнований, которые ежегодно выделяются из федерального бюджета на субсидирование авиаперевозок граждан льготных категорий в Калининград, Крым и на Дальний Восток.
Изменение правил произошло одновременно с выделением ₽5 млрд на субсидирование перелётов дальневосточников в Москву и Питер в 2021 году и, по всей видимости, направлено на перераспределение потоков ассигнований в направлении их консолидации у «Аэрофлота».
Необходимость выделения дополнительно ₽5 млрд на субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока
обосновал Владимир Путин 23 декабря, заявив о сокращении роялти «Аэрофлота» в условиях пандемии, которые нацпер направлял на дальневосточные «плоские» тарифы. Данные об объёме получаемых роялти «Аэрофлот» не раскрывает, но в консолидированной
отчётности, в раскрытии прочей выручки, есть статья «доходы по соглашениям с авиакомпаниями». Они по итогам девяти месяцев 2020 года сократились на 58%, с ₽31 до ₽13 млрд.
Соответственно, правила распределения этих ₽5 млрд были составлены таким образом, чтобы практически всю сумму получил нацпер. Так, на каждом из 21 утверждённых маршрутов получателем субсидии может быть только один перевозчик, имеющий во флоте наибольшее количество Superjet 100 и планирующий обеспечить наибольшее число прямых рейсов на маршруте. Таким образом, выделенные ₽5 млрд можно назвать несущественной компенсацией значительного сокращения поступлений роялти «Аэрофлота».
Но эта компенсация, предусмотренная пока только на 2021 год, затронула механизм распределения тех субсидий, которые выделяются ежегодно (в этом году около ₽5,7 млрд) на перевозку граждан льготных категорий в Калининград, Крым и на Дальний Восток.
Отныне эти субсидии в первую очередь будут получать перевозчики с наибольшим числом Seperjet 100, которых нет, например, у таких крупных авиакомпаний как S7 Airlines, Ural Airlines и Utair. Главными получателями дотаций уже в 2022 году станут «Аэрофлот» и её «дочка» «Россия», в парк которой передаются ssj нацпера.
Если необходимость выделения ₽5 млрд была обоснована и понятна для игроков, то необходимость изменения правил распределения основной части выделяемых субсидий и, соответственно, перераспределения ассигнований в сторону их консолидации у группы «Аэрофлот» разъяснять никто не стал и, по всей видимости, не собирается.