Авиакатастрофа Як -42 в Салониках 17 декабря 1997 года17 декабря 1997 года из киевского аэропорта Борисполь вылетел Боинг 737 авиакомпании Аэро-свит летевший рейсом «242» Киев -Одесса - Салоники.
Во время промежуточной посадки в Одессе. У Боинга была выявлена техническая неисправность, в срочном порядке борт заменили на резервный Як-42 этой же авиакомпании взятый в лизинг у «Львовских авиалиний».
На борту рейса 242 находилось 70 человек. Восемь членов экипажа и 62 пассажира. Граждане Украины, Греции , два гражданина Польши, и один гражданин ФРГ. Среди пассажиров находилась тёща футболиста Олега Протасова игравшего в те времена в греческом клубе «Верия». В 17:23 по Киеву самолет вылетел из одесского аэропорта, и взял курс на Салоники.
Самолёт подходил к Салоникам ночью, к тому же небо было затянуто облаками, но погодные условия были выше метеорологического минимума аэропорта. Заход на посадку на ВПП 16 осуществлялся по приборам по установленной схеме. Экипаж сильно уклонился от схемы захода, даже не заметив этого, и прошёл над аэропортом на большой высоте, о чём их предупредил диспетчер. В связи с этим, экипажу было дано указание уходить на второй круг, для чего выполнить правый разворот с набором высоты и на высоте 1800 метров выйти на радиомаяк аэропорта. Экипаж подтвердил получение информации, но не выполнил указание, так как после первого неудачного захода на посадку был ещё в замешательстве. В результате пилоты потеряли пространственную ориентацию, но не доложили об этом диспетчеру. В самом аэропорту отсутствовал радиолокатор, поэтому диспетчер не знал истинного положения авиалайнера и что тот направляется на запад-юго-запад к горам.
Вскоре в кабине раздался сигнал опасного сближения с землёй, но экипаж не стал набирать высоту. В 19:13 на высоте 1050 метров в 69—72 километрах юго-западнее аэропорта Як-42 врезался в склон горы Пенте-Пигадия и полностью разрушился . Все 70 человек на борту погибли.
Поисковая группа была сформирована сразу после исчезновения самолёта. Однако поискам серьёзно мешала погода. Также в процессе поисков разбился C-130 ВВС Греции, в результате чего погиб экипаж из 5 человек.
По заключению расследующей катастрофу комиссии, к происшествию привело сочетание нескольких причин:
Неверное выполнение экипажем схемы захода на посадку и схемы ухода на второй круг;
Экипаж не использовал полностью радионавигационные средства и оборудование самолёта для определения местоположения;
О потере ориентировки не было доложено диспетчеру
Когда за 30 секунд до столкновения с горой сработала система опасного сближения с землёй, командир не начал немедленно набирать высоту;
Отсутствовало взаимодействие между членами лётного экипажа (нарушение CRM), что привело к замешательству в кабине;
Экипаж не был достаточно подготовлен и квалифицирован для выполнения данного полёта;
Также катастрофе способствовало то, что на схеме захода на посадку на ВПП 16 был неточно изображён радиолокатор, который к тому же был военным. Есть вероятность того, что это привело к созданию у экипажа ложного мнения, что в аэропорту есть радиолокационное обслуживание.
В 2000 году в Салониках начался суд над диспетчерами аэропорта Салоники, которые обвинялись по нескольким пунктам, включая непредумышленное убийство и нарушение правил работы. В результате оба они были приговорены к пяти годам лишения свободы. В декабре 2002 года апелляционный суд Салоник после пересмотра дел сократил срок заключения авиадиспетчеров до 4 лет и 4 месяцев каждому .