Size: a a a

Без aspera ad astra

2018 July 03
Без aspera ad astra
СТАТЬЯ НА GEEKBRAINS. ЧАСТЬ2

Друзья, вчера вышла вторая часть интервью со мной на GeekBrains. Говорим о личном бренде айтишника (и не только), 35-летних генеральных и неразумном делегировании.

Читаем тут:
https://geekbrains.ru/posts/personal_brand_pt2

#интервью #статья #карьерныйтрек #личныйбренд
источник
2018 July 06
Без aspera ad astra
​​​​ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

Я постоянно слышу от своих кандидатов/знакомых/коллег, что они так больше не могут, что вся их карьера - совсем не то, о чем они мечтали, и что они эмоционально выгорели на своей текущей работе.

У меня есть знакомая, которая ненавидит делать холодные звонки. Ее прямо тошнит от этого. Она не любит работу с людьми и ей бы куда-нибудь в финансы модельки считать, а она по встречам бегает. Мне кажется, в конечном итоге все закончится глубокой депрессией и нежеланием делать ничего от слова совсем. Но сейчас она продолжает мучить себя, оправдываясь хорошей зарплатой и уникальным опытом.

Эмоциональное выгорание  — действительно вещь отвратительная. Нет ничего хуже, чем ходить на ненавистную работу, тратить на нее больше 1/3 своего дня и не видеть просвета в своей жизни. Но многие просто ноют, а ведь можно начать что-то делать. Смотря на то, что происходит вокруг меня, я пришла к выводу, что успешная борьба с выгоранием и/или смена деятельности должна проходить 4 стадии.

Стадия 0. Текущая работа. Окей, текущая работа вам больше не мила. Вспоминаешь о ней в воскресенье и тошнота к горлу подкатывает. Но большинство людей на этой стадии пытаются броситься из огня в полымя: ненавижу бухгалтерию, пойду в PR, или в продажи, или нет, вообще мое призвание — это программирование. И происходит это от желания кардинальным образом поменять свой пул обязанностей. Всем нам кажется, что у соседа трава зеленее. Так вот, на стадии 0 нужно отталкиваться не от того, что вам якобы нравится в других областях, а от того, что вам не нравится в текущей. Проанализируйте, от чего конкретно вас тошнит на работе: может, дело-то не в функционале, а в конкретной компании, коллегах или даже офисе?

Стадия 1. Желаемая работа (абстрактно). Допустим, все же дело не в офисе и не в коллегах, а реально в вашей работе. Вы перегорели. Раньше эксель вас возбуждал, а теперь нет. Раньше вам нравилось общаться с людьми, а сейчас вы мечтаете общаться только с вордом и сапом. Иначе говоря, вы реально хотите сменить вид деятельности. Но чтобы это сделать грамотно, надо подойти к вопросу структурно. Сформулируйте 3 критичных для вас вещи в новой работе. Таким образом, вы сформируете свои ожидания.

Стадия 2. Желаемая работа (конкретно). После формирования 3-х критичных для вас пункта, подумайте, какие это могут быть функции. Давайте будем честными сами с собой и признаемся, что стать маркетологом пиарщику будет попроще, чем эйчару финансистом. Поэтому, формируя, потенциальные области для перехода включайте не только фантазию, но и здравый смысл. Важно балансировать между двумя крайностями: "ой, не, я точно не смогу " и "ой, да фигня всё это, сейчас быстро перестроюсь". А еще важно помнить, что софт компетенции кросс-индустриальны и кросс-функциональны. И чем ближе вы к вершине корпоративного мира, тем важнее софт, а не хард.

Стадия 3. Референсы. После того, как вы определились с функциями/индустриями, идите в поля и общайтесь с людьми. Да, тупо пишите людям, встречайтесь, разговаривайте, спрашивайте. Можно десять тысяч раз нафантазировать себе, что продажи - это ваше, а закупки нет. А потом один раз пообщаться с продажником и откреститься от этой идеи на всю жизнь. Так, вы поймете, а не фигню ли вы делаете.

В общем, если чувствуете, что всё, не мила вам больше ваша работа и вы готовы бежать с нее куда угодно, вдохните, выдохните и не делайте резких движений. Иногда эмоциональное выгорание проходит, как простуда, после хорошего отпуска или внезапной похвалы начальства.

Отличных выходных!

#рефлексия  #карьера
источник
2018 July 09
Без aspera ad astra
​​О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ И ПРОВЕРКЕ СБ

На прошлой неделе была на мероприятии от RT:A. Агентство регулярно собирает директоров по маркетингу на подобные встречи. Ну, а меня позвали глазами и визитками пострелять. Маркетологи, коммерческие и диджитал директора — моя специализация в поисках как никак.

Спикером на мероприятии был заместитель ГД Центра политической информации. Это такая консалтинговая (да-да именно консалтинговая), компания, которая проверяет топов, собственников бизнеса, акционеров на вшивость. Ну, например, хочет одна компания поглотить другую. Есть большая четверка, которая дью дилом занимается на уровне фин. показателей и бумажек. А есть вот эти ребята, которые чекают, чтобы владелец поглощаемой компании был честным человеком и в криминале замешан не был (хе-хе).

Так вот, тема дискуссии была посвящена репутации топ менеджеров на рынке. Я думала, что будут опять затирать о том, насколько важно пользоваться настройками приватности в фейсбуке и делать закрытые публикации, если уж очень хочется поговорить на острые темы (все дружно передаем привет кейсу с PR директором Леруа Мерлен https://goo.gl/pWC6cY). Но оказалось всё намного интереснее. Вот вам парочка интересных инсайтов:

1. С конца 90-х начала 2000-х по интернету ходят "черные" (слитые) базы данных, в которых присутствуют наши с вами персональные данные. Поэтому как бы мы их сейчас ни пытались защитить, занятие это бессмысленное. Все, кто хотят, итак всё о нас уже знают или узнают за небольшую доплату (конечно, эти базы не бесплатные).

2. Сбор рекомендаций на вас у предыдущих работодателей/коллег, который производим мы (executive search консультанты) — это цветочки. Ягодки появляются у этих ребят. Они парсят информацию из открытых и не очень источников, находят взаимосвязи между людьми, звонят, спрашивают про конфликты на работе (иногда и в семье) и их причины, составляют отчеты, отсылают клиентам. Ребята говорят, что жизнь этими отчетами они нам с вами не портят (но я-то точно знаю, что еще как портят). Отсюда большинство историй про то, как люди слетали с офферов или их вовсе отзывали уже после подписания.  

3. 99% проверяемых топов так никогда и не узнают о том, что их когда-либо проверяли. Однажды ты спросишь у службы безопасности, накопала ли на она на тебя что-нибудь. Она ответит, что не накопала, и ты уйдешь с работы поздно вечером, так и не узнав, что на следующее утро ты уйдешь по собственному.

В общем, какой из этого всего вывод. А вывод глобально один: ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. Не работайте в сомнительных компаниях, не пишите ерунды в соцсетях и не парьтесь особо на счет ваших персональных данных. Они уже давно не ваши)

#соцсети #личныйбренд
источник
2018 July 16
Без aspera ad astra
​​​​О ПОЛЕЗНОМ И БЕСПОЛЕЗНОМ НЕТВОРКИНГЕ

Я тут частенько пишу о том, что все самые сладкие места работы и бизнес-возможности люди находят одним способом: по рекомендациям. Рекомендации эти бывают трех видов:

• Рекомендации бывших коллег/начальников. «Ой, вот со мной Вася работал, отличный парень, посмотрите его».  

• Личный бренд в качестве рекомендации. Хэдхантеры тоже заходят и смотрят, кто, где и на каких конференциях выступает, какие речи толкает и кому дает интервью.

• Качественный нетворк, который тоже вас рекомендует. И вот про него сегодня и пойдет речь.

Я сторонник того, что конференции, воркшопы и прочие блаблаприятия не работают по алгоритму: стрельнул визитку, пожал руку собеседнику, пошел радостный домой с мыслью «я тру нетворкер».  Конференции и вот это вот всё работает только в одном случае: если вы связи поддерживаете. И это не про то, как добавить человека в фб и отлайкать его вдоль и поперек. Поддержание нетворка - это про 3 тривиальных, но рабочих вещи:

1. Про выпить.  Сначала выпить кофе, а потом что покрепче. Да-да. Мой друг, который когда-то тоже работал в executive search, рассказывал мне такую историю. Он как-то спросил своего начальника, как ты мол клиентов находишь и удерживаешь? Он ему очень просто объяснил: «Смотри, ты пьешь с ними на одних тусовках, помнишь имена их детей, довозишь их до дома (не детей, конечно), когда они сами в состоянии нестояния. И в какой-то момент случается факинг мэджик: твой клиент говорит своему хорошему другу, мол слушай, Вова, у меня есть хороший товарищ Петя, он решит твою бизнес боль, найми его». Так что, тривиально и грубо, но факт. Алкоголь людей сближает :)

2. Про приятные мелочи, типа не забыть про день рождения, послать в офис открытку, сделать комплимент новой фотке на фейсбуке. У меня есть ориентир в индустрии. Я сильно симпатизирую одной коллеге по цеху. Для меня она реально ориентир того, каким должен быть консультант. Я без напоминалки в фб помню, когда у нее др, сколько лет ее детям и на какой машине она ездит. А еще я знаю, что если что, она позовет меня в какую-нибудь крутую историю вместе с ней.

3. Про бизнес-альтруизм.  Есть такой Гил Петерсил, он считается одним из лучших нетворкеров (в России уж точно). Его работа - это учить других, как выстраивать плодотворные контакты. Так вот, он говорит, что любые плодотворные профессиональные отношения начинаются с вопроса: «Как я мог бы тебе помочь решить твою бизнес задачу?». Начни с того, как ты можешь быть полезен, а не как тебе могут быть полезны другие. Весь бизнес строится на том, что вам дают попробовать продукт или услугу бесплатно. Понравится - сами вернетесь. Не понравится - компания плохо сработала. Сделайте что-то бесплатно и качественно, люди придут к вам за тем же качеством, но будут готовы заплатить. Своими связями, временем, деньгами в конце концов.

В общем, широкая сеть контактов не панацея, если вы не поддерживаете связь с людьми. Ведь даже концепция силы слабых связей не сработает, если эти «слабые связи» не помнят, кто вы.

#карьера #нетворкинг
источник
2018 July 27
Без aspera ad astra
О РЕКРУТЁРШАХ, ЭСКОРТЕ И "ОФИСНЫХ БЕГЕМОТИХАХ"

Знаете, самые обидные разговоры о моей профессии начинаются примерно так:
- А ты в какой сфере работаешь?
- В executive search
- Классно! А что это?
- Это консалтинг. Ищем топ менеджеров, разрабатываем программы преемственности для CEO, меняем советы директоров.
- А! Так вы это! Рекрутинговое агентство! Гыыы

Обычно на этом мое общение с человеком заканчивается навсегда (шутка, на время, пока не поумнеет). Потому что рекрутёрша, кадровик, эйчар - это не про нашу профессию.

•  Не рекрутеры, потому что мы не торгуем резюме, мы продаем информацию и делаем это за большие деньги. Наши клиенты приходят к нам, потому что мы знаем, как дела обстоят у их конкурентов, даем им инсайты, сманиваем лучших людей на верхушке корпорации. Это вам не продавца в Пятерочку за кассу посадить.

•  Не кадровики, потому что мы отпуска не выписываем и больничные не составляем.

•  Не эйчары, потому что эйчары про людей, а мы на 30% про людей и на 70% про продажи. Большую часть дня мы продаем: клиентам, кандидатам, и снова клиентам.

Но даже это всё не самое главное отличие, как мне кажется. Самое главное отличие нас, консультантов, - профессионализм. Ты просто не можешь облажаться, отсылая документ Генеральному или звоня ВП. А в нашей работе Генеральные, собственники и функциональные ВП - это главные заказчики. Я поймала себя на мысли, что мы даже с HRD не так часто взаимодействуем. И именно потому, что ты не можешь облажаться, потому что ты играешь высоко и ошибка стоит пару сотен тысяч евро, ты должен быть максимально профессиональным.

Тема профессионализма вообще очень больно бьет по нам не только из-за дилетантской ассоциации наших услуг с рекрутментом, но еще и из-за "коллег", которые вообще не думают о своей репутации. Для тех, кто не видел вчерашний нашумевший пост CEO Grintern (рекрутингового как раз-таки сервиса) Марии Паршиной, кидаю ссылку https://goo.gl/Jc828e.

Просто прочтите его и прикрепленные к нему скрины. Мария пишет о том, что грамотный эйчар должен заботиться о том, чтобы мужчинам на корпоративах было весело, а потому (цитата) "надо разбавлять офисных бегемотих девочками 40-42-го размера" и "давать возможность мужикам хоть одну увезти домой". Занавес.

Вот именно из-за таких кейсов вся индустрия talent equity и страдает. Не смотрите на плохое, смотрите на хорошее. И хорошим я с вами делюсь: вот канал Елены Кривякиной @authentic_career , которая пишет нетривиальные вещи о карьере. Я многое разделяю (а это вообще происходит редко), поэтому советую заглянуть к ней.

#друзьяканала #личныйбренд #соцсети
источник
2018 August 06
Без aspera ad astra
О ПЛОХИХ МЕНЕДЖЕРАХ (ЧАСТЬ 1)

Предыдущая неделя выдалась очень сложной. Это, наверное, первый август за мою жизнь в консалтинге, где работы выдалось так много. Обычно август — полумертвый месяц. Хотя чего я ною? С четверга я ухожу почти в трехнедельный отпуск, нужно закрыть все хвосты и передать дела.

Сегодняшний пост будет как раз про передачу дел и плохих менеджеров в самом широком смысле этого слова. Я убеждена, что худшее, что может случиться с вами на работе, это не начальник-психопат, не начальник-нарцисс, а начальник-задачу-через-одно-место-ставинский. Иногда первый тип миксуется с третьим, и тогда все, клиника.

Все мои знакомые талантливые яппи (особенно те, кто работают в консалтинге) делятся на 2 типа. Первые — вечно дерганные, находящиеся на грани нервного срыва перманентно. Вторые — тоже нервные, но хотя бы понимающие стратегию того, куда движется проект и потому куда более уверенные в своем завтрашнем дне. Абсолютно спокойных людей в консалтинге не бывает (ну, или они под чем-то).

И в первом, и во втором случае всё идет от проектного менеджера, то есть от человека, который ответственен за результат перед клиентом. Адекватный PM — всё спокойно, неадекватный — всё плохо.

Вообще, у меня есть четкое мнение, что основная задача грамотного проджект менеджера — это, с одной стороны, удовлетворить клиента. С другой — замотивировать свою команду. Проджекты — это такие буферные зоны. В идеале, это люди с хорошим структурным мышлением, врожденным умением всё приоритезировать и красиво говорить.

В общем, исходя из этого небольшого наблюдения за коллегами по цеху, их комментариев и своего собственного опыта , я пришла к выводу, что базово есть всего три типа проектных менеджеров. Всё остальное, это их помеси.

Первый тип: чихуахуа. Это такие неструктурированные, похожие на вечно тревожащихся, агрессивных маленьких собачек, менеджеры, которые постоянно дергают свою команду. Чихуахуа много раздражаются, больно кусаются, вводят остальных в стресс, но толку приносят мало. Сначала такие менеджеры бегут в одну сторону, потом все бросают и бегут в другую, потом в третью, потом назад и так по кругу. От таких менеджеров мало пользы, но вреда хватает: они не ценят работу своих подчиненных, считают себя вечно и во всём правыми (вспомните тех маленьких собачек на улице, которые с выпученными глазами тявкают на каждый столб). При этом перед клиентом чихуа ведут себя крайне приземисто, во всем поддакивают и позволяют себя прогибать. "Лучше я изнасилую всю свою команду, но клиенту вылижу обе пятки, тяф".

Второй тип: доберманы. Четкие ребята, которые достаточно сдержаны в своих эмоциях и словах. Они вежливы и обходительны с клиентом, но ровно до тех пор, пока клиент ведет себя адекватно. Они точно также вежливы и обходительны со своей командой, пока команда жестко не факапит. У них есть четкая стратегия и понимание проекта: куда нужно прийти, когда вытрясти деньги с клиента и что сделать, чтобы клиента удовлетворить не в ущерб себе. У этих ребят почти всегда всё четко: они требовательны, но справедливы. Однако если их довести, всем настанет мгновенная хана.

Третий тип: бультерьеры. Эти ребята выглядят спокойно, уравновешенно и даже радушно, но только на первый взгляд. Но деле, они настоящие психи. Слышали истории о том, как любящий бультерьер загрыз ребенка семейства? Вот тут тоже самое. Когда ты меньше всего ожидаешь подставы, проектный менеджер этого типа, абсолютно не умеющий справляться со своими эмоциями, обрушивает на тебя залп своего негатива и полностью демотивирует команду. Потом, они иногда извиняются, но толку-то? Рука откусана, нога пожёвана. Парадокс в том, что бультерьеры считают себя очень умными и структурированными ребятами, у которых всё под контролем. А правда в том, что даже контроль собственных эмоций для них дело архисложное.
источник
Без aspera ad astra
​​Чуть не забыла, есть еще идеальные менеджеры. Те самые, которыми хотим стать мы. "Уж я-то точно таким не буду, как этот старый пень/циничная стерва!". А парадокс в том, что комплексы, отыгранные на сотрудниках, передаются из поколения в поколение. И вот тебе 40, а ты ведешь себя, как чихуа, потому что с тобой себя вели также. А про себя оправдываешься: "Не, ну я-то свою какашку съел, пускай теперь эти зеленые пороха понюхают. Я-то вон человеком вырос!".

В общем, идеальных начальников, конечно, не бывает. К каждому нужен свой подход, у каждого есть свои особенности. И если с доберманами всё более менее понятно, то с чихуа и бультерьерами всё сложно. В следующем посте расскажу про инструменты, которые помогают работать и с такими менеджерами тоже (а главное — не становиться на них похожими). Они не такие плохие, просто они другие. Хотя... кого я обманываю)

#рефлексия #коллектив #карьера
источник
2018 August 11
Без aspera ad astra
О  ̶П̶Л̶О̶Х̶И̶Х̶ СЛОЖНЫХ МЕНЕДЖЕРАХ (ЧАСТЬ 2)

Если вы читаете этот пост, значит я уже греюсь на солнышке в Батуми. В ближайшие две недели посты будут появляться здесь нечасто, но я сделала несколько отложенных.

В предыдущем посте я обещала поделиться своим видением того, как можно облегчить себе жизнь, когда работаешь со сложными менеджерами (да, плохие – это все-таки очень категорично, пускай будут «сложные»).

Есть такая потрясающая книжка. Называется она «Как разговаривать с мудаками». Ее автор описывает, кажется, 7 стратегий разговора с «психами». При этом под «психом» он подразумевает не диагноз, а временное состояние человека, в котором он ведет себя неадекватно. Этим человеком может быть ваш начальник, супруг или вы сами.

Я не буду описывать все 7 стратегий, приведу пример 2-х ключевых, которыми пользуюсь самостоятельно.

1. Показать живот. Бывает так, что вы зафакапили и надо разрулить ситуацию, но собеседник вас не слышит: ему плевать на ваши извинения, он говорит, что они никому не нужны и вообще ситуацию не спасти. Оправдываться и извиняться бессмысленно, вы только разозлите «психа» еще сильнее. Если вы и вправду нафакапили, признайте это и искренне спросите: «Что ты хочешь, чтобы я сделал?» или «Если я скажу что-то или сделаю, все станет только хуже. Как нужно сделать это правильно?»

Автор книжки объясняет эту стратегию, сравнивая нас с хищниками. Когда вы склоняетесь перед безумцем – делая иррационального человека своим руководителем, – вы сразу же меняете отношения. Это происходит из-за того, что увеличение власти уменьшает потребность человека в противодействии вам. В этот момент вы перестаете представлять собой угрозу. Напротив, вы вроде как становитесь частью стаи, находящейся под началом этого человека. И у последнего появляется бессознательное желание защитить вас, потому что именно так поступают вожаки.

2. ИСР – извинение, сочувствие и раскрытие. Очень рискованная, но чаще всего оправдывающая себя тактика. Сначала вы извиняетесь за свой поступок/факап. Например: «Мне очень жаль, что я подвел тебя с отчетом, я понимаю, насколько этот документ был важен для проекта».

Далее идет сочувствие: «Поставив себя на твое место, я понял, что если бы мой подчиненный испортил такой сложный проект для такого важного клиента, я бы был в ярости».

После сочувствия идет раскрытие. Это очень сложная и важная часть, здесь не должно быть импровизации, отрепетируйте дома, а то нервы могут сдать. Вы раскрываете человека: «Я понимаю, что когда ты смотришь на меня, слышишь мой голос или читаешь мои мейлы, ты думаешь, что лучше бы этот придурок никогда не появлялся в компании, что надо было уволить его еще на первой неделе испытательного срока и оставить без зарплаты. Ну, или чтобы меня просто переехал грузовик».

Обычно собеседник впадает в ступор, ведь большинство людей беззащитны против неожиданных извинений, потому что никогда не сталкивались с этим.

Все методы, описанные в книге, на мой взгляд, приведены для того, чтобы мы с вами, вечно нервные и озлобленные, научились друг с другом лучше взаимодействовать и наслаждаться работой и жизнью, в целом. Моя знакомая Яна, кстати, в своем блоге @zametkihr тоже пишет о том, как работу не терпеть, а любить. Работа – это ведь такая здоровенная часть нашей жизни. Мне кажется, не терять любовь и страсть к своему делу, не выгорать – это вообще целое искусство.

#рефлексия #коллектив #карьера
источник
2018 August 13
Без aspera ad astra
​​​​ОБ ОТДЫХЕ

Я из тех людей, у которых очень плохо получается совмещать работу с отдыхом. Я вот не могу поехать на море и там, сидя на шезлонге с ноутом, что-то делать: у меня просто-напросто не выйдет полноценно отключиться и перезарядиться, и я вернусь неотдохнувшей. Но у меня есть куча знакомых и друзей, которые живут именно в таком ритме и нормально.

Но если вы, как я, любите отключаться от работы, то может быть, вам будут полезны некоторые из отпускных лайфхаков, которые я вывела для себя.

1. Соцсети и мессенджеры. Отключиться от них со всем не получается: родные волнуются, надо давать о себе знать, да и в целом, мы же все зависимые. Однако мне очень клево от того, что в отпуске я проверяю телефон два раза в день – поздним утром и ранним вечером. Ощущение, будто я «почистила» мозг от ненужной и надоедливой информации. Проходит чувство тревоги, с которым бросаешься к телефону с утра буднего дня.  Только глаза протер и сразу почта, вотсап, телеграмм и т.д. Фу, аж мурашки пробежали.

2. Книги. В отпуске получается читать книги. И не электронные, а в переплете. И не по 20 страниц в день, а по 100. Я, кстати, заметила, что в связи с постоянным отвлечением на телефон в рабочее время очень трудно сконцентрироваться на чтении чего-то длинного. Постоянно теряется фокус, и трудно себя возвращать обратно к мысли. Если в отпуске отключаться от постоянных раздражителей в виде мессенджеров, ваше внимание станет более концентрированным (по крайней мере, у меня так).

3. Удовольствие от ничегонеделания. В Москве меня постоянно съедает чувство беспокойства, если я не нахожусь в движении. Но в отпуске я учусь получать удовольствие от плевания в потолок. И знаете, это классно. Время как будто замедляется, и ты ненадолго выбываешь из вечной гонки. Можно не спешить на работу, не есть на бегу, не ставить себе 79 задач в ежедневник на день, не пытаться обогнать зазевавшегося таксиста, чтобы приехать на работу на 30 секунд раньше, не спать в метро, а выспаться дома, и так далее и тому подобное. Если хоть на время выбывать из этого бешеного ритма, голова и тело успевают отдохнуть по-настоящему.

В общем, на тему правильного/неправильного отдыха, мне кажется, можно написать целую статью для HBR, например. Да, займусь этим…Но после отпуска)

#рефлексия
источник
2018 August 20
Без aspera ad astra
О ЗНАНИИ АНГЛИЙСКОГО

Поняла, что давно не рассказывала вам забавных историй из практики. Сегодня вот вспомнился случай, связанный со знанием английского (точнее с его незнанием).

Ведем поиск HRD крупной дочки российской компании. Проект сложный, людей с необходимыми компетенциями и готовых к релокации в Сибирь по пальцам пересчитать. Плюс для нового ГД этой дочки важно, чтобы человек, отвечающий за кадры, умел говорить по-английски хорошо, так как компания активно привлекала экспатов.

Мы нашли отличного кандидата, провели интервью, сделали весь SWOT по нему для клиента - все хорошо, и английский тоже в порядке за исключением одного: произношение. Если кто-то смотрел стендап Вани Абрамова про его школьный английский (а кто не смотрел, посмотрите, это очень смешно) и «зэ везер-то из файн», вот тут была именно такая ситуация. Зе везер-то из файн энд зэ проджект в принципе из гуд, ай вонт ту ворк хир вери мач.

В общем, ввиду сложности проекта и малого количества кандидатов на рынке решили представлять. ГД сказал, что лично будет проверять английский кандидата, поэтому нам ничего не оставалось, как смириться и ожидать фиаско (ГД имел опыт в международных компаниях, уж английский у него должен был быть в норме).

Настает день X, созваниваемся на троих в скайпе (клиент, я, кандидат). Сначала говорят по-русски, все идет хорошо, даже отлично. В какой-то момент наш интеллигентный с международной корп. школой клиент (это важное описание для понимания кейса) говорит: «Тамара, а давайте переключимся на английский. Я люблю сам проверять знания своих подчиненных». Я понимаю, что сейчас они переключатся, а я отключусь от скайпа (или от жизни), чтобы не видеть этого провала. А потом наш клиент, настоящий денди в костюме, как будто только что вернувшийся из Лондона, отключится от нас навсегда, как от хэдхантеров.

Но тут происходит просто сцена из кино. Диалог начинает клиент, и начинает его на таком знакомом, таком фантастически ужасном русском акценте фразой: «Вэлл Тамара, летс континью ауэр интерестинг конвирсейшн, Арина ю кен джойн ас иф ю вонт». А я как бы не вонт ни разу, я наслаждалась зрелищем и чуть не прослезилась от счастья. В общем, клиент с кандидатом нашли общий язык (и не только русский, как вы поняли), и это было попадание 1 из 1. Кандидат вышел на работу через неделю.

В общем, какого-то четкого вывода у всей этой истории нет. Могу сказать только, что пути клиентские неисповедимы, а еще без английского сейчас совсем никуда. Так что учите, освежайте)

#история #рефлексия
источник
2018 August 23
Без aspera ad astra
​​О БОЛЬШИХ ПОИСКАХ

Я все еще в отпуске, поэтому простите, на слишком серьезные рабочие темы сил не хватает. Сегодня расскажу еще одну интересную историю из практики.

Пару лет назад мой коллега вел очень большой поиск: искал человека на позицию финансового директора в один из крупнейших российских банков. Поиск, как бы это ни показалось странным, был не архи сложный. На это есть три причины:

1. Человек не из банковской индустрии не может стать финансовым директором в банке (или это исключительный кейс), а значит таргет очень узкий — только одна индустрия. Знаете, почему финансовые директора получают не просто много, а очень много (типа $ 2,3,4 млн в год с бонусами)? Потому что они не просто несут уголовную ответственность наряду с CFO из других индустрий. Они еще и постоянно взаимодействуют с контролирующими гос. органами, т.е. с ЦБ. Ни в одной другой индустрии, кроме банков и фин институтов, CFO с таким не сталкивается. Поэтому большинство из них либо полысевшие, либо поседевшие :)

2. Нормальных банков в России немного, а людей в них, которые могли бы потянуть такую должность, еще меньше. Соответственно таргет становится еще уже и уменьшается до 10-15 человек.

3. Такие поиски чаще всего закрываются по рекомендациям или личным знакомствам. Есть очень крутой хэдхантер, мой экс-коллега по Спенсер Стюарт. Его зовут Джеймс Ситрин, он входит в топ-100 самых влиятельных хэдхантеров в мире. Так вот, допустим, когда он ищет нового CEO для Yahoo!, он звонит своему знакомому CEO из Twitter и спрашивает: "Cлушай, друг, а как думаешь, кто мог бы занять позицию CEO в Yahoo! сейчас. Знаю, что ты не пойдешь, но кого бы ты видел на этом месте?". Пара таких звонков и поиск закрывается. Сила хорошего хэдхантера в его возможности, как приятелю, позвонить очень влиятельному человеку и спросить дельного совета (бесплатно к тому же).

В общем, поиск мой коллега закрыл быстро и успешно, а компания получила немалые деньги в виде 30% от годового гонорара кандидата. Интересных пойнта во всей этой истории три. Во-первых, если не боитесь ответственности, растите в CFO в банке. Если вырастите, будете в когорте самых обеспеченных корпоратов. Во-вторых, «размер» поиска не всегда коррелируется  с его сложностью. Ну, и в -третьих, теперь вы знаете, сколько примерно получает компания за такой поиск и как высчитывается гонорар :)

#история #зарплаты
источник
2018 August 30
Без aspera ad astra
ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

У меня есть друг, которого я считаю ассом обратной связи. Ему отказывали на интервью 17 раз подряд и из этих отказов он научился виртуазно получать фидбек. После его историй я окончательно убедилась в том, что лучшее, что вы можете взять после интервью (помимо оффера, конечно) — это честную обратную связь. Есть люди, которые не умеют это делать. Есть люди, которым это делать не нравится. Поэтому получить обратную связь не всегда просто. Остановлюсь на том, что в этом нелегком деле может помочь.

1. Задавайте вопросы. Не претендую на роль Колумба и Америку не открываю, но тем не менее: чтобы получить вменяемую обратную связь, есть смысл задавать вопросы человеку, который вас интервьюировал или тому, кто вам эту обратную связь передает (рекрутеру, например). Если вам звонят и говорят, извините, вы нам не подходите и невнятно разжевывают причину, нежно, но настойчиво прощупывайте истинную причину отказа. Не любят люди давать негативную обратную связь, для них это стресс. Так помогите им наводящими вопросами. Спросите, по какой компетенции вы просели, что насторожило, выведите собеседника на искренний разговор. Объясните, что вам это очень преочень важно, так как вы хотите развивать свои профессиональные компетенции.

2. Спрашивайте личное мнение. Это как раз в продолжение об искреннем разговоре. Очень сложно слиться, когда спрашивают: « А как вы думаете, какая моя зона развития? Над чем мне поработать? Мне очень важно ваше мнение, как профи». Вы, таким образом, делаете человеку реферанс и возносите его компетентность до небес. Сложно слиться после того, как тебя признали авторитетом.

3. Адекватно воспринимайте критику
. У меня есть любимый кейс на эту тему. Молодой, умный парень отбирается в консалтинговую компанию, назначается финальное интервью с партнером. По причине занятости партнера парню смещают встречу 4-й раз. На 4-й раз чуваку это надоедает и он отказывается подстраиваться, предлагает свой слот для встречи в разговоре с персональным ассистентом партнера, но делает это не слишком элегатно. Персональный ассистент обижается и ябедничает менеджеру проектов, с которым работает партнер. Этот менеджер звонит парню и дальше диалог будто с wall street:

М (менеджер): Андрей, здравствуйте, вам удобно говорить?

А (Андрей): Добрый день, если честно, то не очень, я в транспорте, мог бы я вам перез...?

М: Да неважно, слушайте так. Мы отменяем вашу встречу с партнером и не видим вас в качестве члена команды нашей компании. Вы заносчивый и наглый хам. Надеюсь, что мы с вами встретимся в будущем, вы изменитесь и мы, возможно,поработаем вместе.

А: Это вряд ли. Я создам компанию, поглощу вашу, а вы будете работать на меня.

Конец звонка, цветы, занавес. Офигел ли парень так разговаривать? Да, офигел. Офигел ли менеджер так давать обратную связь? Да, офигел. Но правда, как всегда, где-то посередине.

Относитесь к критике здраво: убирайте оттуда эмоцио и вытаскивайте рацио, благодарите собеседника за обратную связь, даже если он сделал это непрофессионально. Как говорил один мой знакомый: «Обратную связь можно воспринимать, а можно нет. От этого она не исчезает, значит люди тебя так видят».

Нивелируйте конфликты, они вам ни к чему. Рынок намного уже, чем может показаться на первый взгляд. И да, не оправдывайтесь никогда, это еще хуже, чем агрессивно воспринимать критику.

P.S. Чуть не забыла: умейте ждать обратной связи. Для вас неделя — это вечность, а работодатель за эту неделю мог про вас забыть в аврале. Здесь прекрасно зайдет школьная фраза всех учителей: «Вас много, а я одна!». Если вам не дают обратную связь два дня, не паникуйте и не доставайте рекрутера. Если больше недели, ненавязчиво напомните о себе. Я ни в коем случае не оправдываю безалаберность отдельных рекрутеров, но зачастую капелька терпения лучше назойливости :)

#обратнаясвязь #коллектив #фидбек
источник
2018 September 06
Без aspera ad astra
источник
2018 September 10
Без aspera ad astra
Друзья, мой самый строгий, но справедливый читатель (мой молодой человек) настоял на том, чтобы я писала посты не просто текстом в телеграмме, но выносила каждый в отдельную статью в телетайпе. В телетайпе посты рассортированы по темам, так что вы легко сможете найти любой нужный. А еще вы прямо там можете на меня подписаться (я буду очень рада :)

Таким образом, где вы можете найти весь мой контент:
1. Лонгриды — на сайте bezaspera.com
2. Посты — здесь и отныне еще в https://teletype.in/@aegorova
источник
Без aspera ad astra
O FAREWELL

Уходить из компании нужно так, чтобы для вас всегда были счастливы позвать обратно. Пойдете вы или нет, это уже дело ваше и вашей гордости. Однако грамотный farewell (прощальный привет) еще никому не помешал.

https://teletype.in/@aegorova/rJx7yU4u7

#коллектив #карьера
источник
2018 September 16
Без aspera ad astra
О СТОКГОЛЬМСКОМ СИНДРОМЕ НА РАБОТЕ

Мы привыкли беспокоиться о своем физическом здоровье, а моральное состояние — черт бы с ним. Особенно, если дело касается работы. Тысячи людей ходят на ненавистную работу каждый день, но это еще полбеды. Добрая часть из них вдобавок страдает стокгольмским синдромом и никак не может порвать со своим "насильником". Прочтите, чтобы не стать его жертвой.

https://teletype.in/@aegorova/rk5dum2_7

#карьера #корпоративнаякультура #коллектив
источник
2018 September 18
Без aspera ad astra
О ВАЖНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Недавно побеседовала с Probusiness о том, насколько в современных реалиях высшее образование критично. Реально, не было на моей памяти ни одного топ менеджера без корочки из вуза. Но сейчас ситуация меняется, и тренд на отсутствие у молодых специалистов высшего образования становится ярче.

На западе существуют целые платформы типа Raise Your Flag, которые агрегируют вакансии в хороших компаниях на позиции, где не важно наличие высшего образования, зато важны прикладные скиллы. И речь не идет о позициях бармена или озеленителя, там вывешивают вакансии дизайнеров, разработчиков, сейлзов и др.

Мой монолог на эту тему здесь:
http://clc.to/yhWDjQ

#интервью #образование #диплом
источник
2018 September 30
Без aspera ad astra
О ПИСЬМЕННЫХ ДОГОВОРЕННОСТЯХ

Ударять с начальством по рукам хорошо, конечно. Но еще лучше все ваши рукопожатия закреплять пером и бумагой, чтобы спать спокойно. Кейс на эту тему:

https://teletype.in/@aegorova/rkZqOi0K7

#коллектив #история #зарплаты
источник
2018 October 06
Без aspera ad astra
​​О КАРЬЕРНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

После моего вчерашнего тизера про уход из Ward Howell мне пришло много писем с вопросом: "Как так и что будет с блогом?". Поэтому считаю своим долгом рассказать вам подробно, что сейчас происходит с моим собственным карьерным треком.

Как многие из вас знают, параллельно с работой в Ward Howell, у меня был стартап topexpert.online. Я почти год жила, разрываясь между работой и своим делом. Можно приоритезировать сколь угодно, можно не спать ночами, можно гробить здоровье, но мораль одна: что бы ты ни делал, твоя компания не полетит, пока ты полностью ей не отдашься. И истории про part-time и совмещение с основной работой - это всё чушь. Проверено.

К августу 2018-го года я окончательно поняла, что продолжать сидеть на двух стульях нереально - задница провисает, простите. Поэтому надо что-то решать и чем-то жертвовать. Тогда же по счастливому стечению обстоятельств я познакомилась с конкурентами нашего сервиса на рынке. Мы встретились, мило поговорили, поняли, что сила в единстве (денег и экспертизы)...И на этом всё, я умчала в отпуск. Там у меня было достаточно времени, чтобы подумать о своем светлом будущем.

Поэтому в Москву я прилетела с четким осознанием, что я меняю лакшери привилегии мира консалтинга на стартаперский смузи (по крайней мере сейчас).  И с 1 октября мы объединили усилия с experum.ru, где я ныне отвечаю за продажи и оценку экспертов.

Я прикипела к Ward Howell и без него не было бы ни блога, ни topexpert, ни экспертизы, ничего. Компания поддерживала меня во всех инициативах и начинаниях, поэтому решение далось нелегко. Но я подумала, что сейчас самое время, чтобы прыгнуть в неопределенность, а потом взлететь. Я искренне не знаю, как всё сложится, куча стартапов разваливается каждый год. Но не попробовать для меня было бы кощунством.

Что касается блога, то у меня на него серьезные планы. И он не просто не исчезнет, а будет прогрессировать и набирать обороты. Ведь в конечном итоге я буду заниматься оценкой и "продажей" тех же топов, только не на постоянные позиции, а на консалтинговые проекты. И да я, наконец, полноценно займусь классическими продажами и маркетингом наших HRtech продуктов. Поэтому интересных текстов, заметок, кейсов станет только больше.

Всем отличной субботы! И главное: делайте то, что любите)

#мояистория #карьерныйтрек #рефлексия
источник
2018 October 07
Без aspera ad astra
​​О ПОГРУЖЕНИИ В ПРОЦЕССЫ НА НОВОМ МЕСТЕ

При переходе на новое место работы времени раскачиваться иногда нет совсем. Как влиться в новые процессы максимально эффективно, описала в своем сегодняшнем посте.

https://teletype.in/@aegorova/Sknw7OU57

#карьера #коллектив
источник