О ̶П̶Л̶О̶Х̶И̶Х̶ СЛОЖНЫХ МЕНЕДЖЕРАХ (ЧАСТЬ 2)
Если вы читаете этот пост, значит я уже греюсь на солнышке в Батуми. В ближайшие две недели посты будут появляться здесь нечасто, но я сделала несколько отложенных.
В предыдущем посте я обещала поделиться своим видением того, как можно облегчить себе жизнь, когда работаешь со сложными менеджерами (да, плохие – это все-таки очень категорично, пускай будут «сложные»).
Есть такая потрясающая книжка. Называется она «Как разговаривать с мудаками». Ее автор описывает, кажется, 7 стратегий разговора с «психами». При этом под «психом» он подразумевает не диагноз, а временное состояние человека, в котором он ведет себя неадекватно. Этим человеком может быть ваш начальник, супруг или вы сами.
Я не буду описывать все 7 стратегий, приведу пример 2-х ключевых, которыми пользуюсь самостоятельно.
1. Показать живот. Бывает так, что вы зафакапили и надо разрулить ситуацию, но собеседник вас не слышит: ему плевать на ваши извинения, он говорит, что они никому не нужны и вообще ситуацию не спасти. Оправдываться и извиняться бессмысленно, вы только разозлите «психа» еще сильнее. Если вы и вправду нафакапили, признайте это и искренне спросите: «Что ты хочешь, чтобы я сделал?» или «Если я скажу что-то или сделаю, все станет только хуже. Как нужно сделать это правильно?»
Автор книжки объясняет эту стратегию, сравнивая нас с хищниками. Когда вы склоняетесь перед безумцем – делая иррационального человека своим руководителем, – вы сразу же меняете отношения. Это происходит из-за того, что увеличение власти уменьшает потребность человека в противодействии вам. В этот момент вы перестаете представлять собой угрозу. Напротив, вы вроде как становитесь частью стаи, находящейся под началом этого человека. И у последнего появляется бессознательное желание защитить вас, потому что именно так поступают вожаки.
2. ИСР – извинение, сочувствие и раскрытие. Очень рискованная, но чаще всего оправдывающая себя тактика. Сначала вы извиняетесь за свой поступок/факап. Например: «Мне очень жаль, что я подвел тебя с отчетом, я понимаю, насколько этот документ был важен для проекта».
Далее идет сочувствие: «Поставив себя на твое место, я понял, что если бы мой подчиненный испортил такой сложный проект для такого важного клиента, я бы был в ярости».
После сочувствия идет раскрытие. Это очень сложная и важная часть, здесь не должно быть импровизации, отрепетируйте дома, а то нервы могут сдать. Вы раскрываете человека: «Я понимаю, что когда ты смотришь на меня, слышишь мой голос или читаешь мои мейлы, ты думаешь, что лучше бы этот придурок никогда не появлялся в компании, что надо было уволить его еще на первой неделе испытательного срока и оставить без зарплаты. Ну, или чтобы меня просто переехал грузовик».
Обычно собеседник впадает в ступор, ведь большинство людей беззащитны против неожиданных извинений, потому что никогда не сталкивались с этим.
Все методы, описанные в книге, на мой взгляд, приведены для того, чтобы мы с вами, вечно нервные и озлобленные, научились друг с другом лучше взаимодействовать и наслаждаться работой и жизнью, в целом. Моя знакомая Яна, кстати, в своем блоге
@zametkihr тоже пишет о том, как работу не терпеть, а любить. Работа – это ведь такая здоровенная часть нашей жизни. Мне кажется, не терять любовь и страсть к своему делу, не выгорать – это вообще целое искусство.
#рефлексия #коллектив #карьера