На днях я был на дне рождения. Присутствовала там гостья, уже немолодая женщина. Сын ее – известный шоумен, бизнесмен; одним словом, все у него в жизни замечательно. В ходе непринужденной беседы, при слове «бизнесмен», ее вдруг передернуло. Мол, что бизнесмен, что мошенник – все одно.
На мое замечание о том, что почти все сидящие за столом – бизнесмены, и в этом нет ничего особенного или удивительного, она ответила: «Нет, мой сын только недавно стал заниматься бизнесом, а до этого был вполне порядочным человеком и ничем таким не промышлял».
Я рыдал от хохота. Но...
Трагедия нашего общества в том, что 80% населения страны считают бизнесменов не совсем честными людьми, жуликами.
И Президент, как оказалось,
не исключение 😞 Мол, кто такие эти бизнесмены? Все нам с ними понятно…
К чему я об этом заговорил?
Росстат в пятницу
опубликовал информацию о том, что каждый 7-й в нашей стране живет за чертой бедности.
Отдельно было отмечено, что ситуация была бы намного хуже, если бы не пособия государства на детей (и не только).
Есть два способа решения этой задачи – уменьшения числа бедных. Способ 1. Государство увеличивает налоги на богатых. Сегодня на 2% сверх 5 миллионов дохода ради помощи тяжелобольным, завтра – еще что-нибудь, послезавтра – новые налоги ради увеличения детских пособий… Еще через год – для адресной помощи старикам.
Мы открыли ящик Пандоры и, по всей видимости, прогрессивная шкала будет только расширяться и обретать новые формы. Хочется, конечно, ошибаться, но, боюсь, процесс пошел и понравится он не всем.
Государство будет, как обычно, концентрировать все больше потоков внутри себя, стараясь закольцевать на себе максимальное количество транзакций, и раздавать подачки бедным, таким образом надеясь понизить уровень бедности.
Способ 2. В действительности, можно давать людям рыбу, а можно – удочки. Если им давать рыбу, то рыба достаточно быстро кончится. Если давать удочки, то население будет богатеть. Это и есть лучший способ решения как проблемы бедности, так и многих других.
А говорю я это к тому, что задача по уменьшению числа бедных была поставлена довольно давно. Ее выполнению помешала то ли пандемия, то ли карантин. То ли этому препятствует просто наша нынешняя модель развития экономики.
То, что количество бедных будет расти, при увеличивающейся роли государства в экономике, для меня очевидно.
Государству всегда будет не хватать денег, и государство будет их всегда использовать таким образом, что бедные будут их получать только по остаточному принципу. В итоге уровень бедности будет только расти.
Есть еще третий, самый элегантный метод. В очередной раз пересмотреть статистические методики определения бедности. И тогда все будет замечательно. И бедность отступит. Но... этой ерундой пора заканчивать заниматься.
Еще еще один важный момент.
Кого мы, собственно, считаем бедными? Мы считаем бедными тех, кто находится ниже определенного прожиточного уровня. Давайте внимательно посмотрим на этот прожиточный уровень. Скажите, 10-15 тыс. рублей в месяц на человека, например, в Москве или Санкт-Петербурге, или крупных городах, где мы прекрасно знаем, сколько что стоит, – это достаточно? Я думаю, это крайне мало. А вот наш Президент, основываясь на методике Мирового банка,
считает граждан с таким доходом средним классом...
На мой взгляд, ниже прожиточного минимума, по-честному, живет у нас каждый четвертый или даже каждый третий. Поскольку, если говорить действительно откровенно, доход ниже 25 тыс. рублей на человека в крупном российском городе – просто за гранью добра и зла.
Посудите сами – взять семьи с детьми. Ребенка надо отправить в школу, его надо кормить, поить, ему надо оплатить транспорт. А сколько у нас нынче стоит дополнительное, но необходимое, образование? Ребёнку еще надо отучиться в колледже или ВУЗе. Ну и о каких 25 тысячах рублей в месяц на человека мы говорим? А сколько стоит одежда, сколько стоит еда?
Наша страна почему-то полагает, что если семья из трех-четырех человек имеет в сумме, скажем, 100 тысяч рублей в месяц, то это средний класс. Нет, ребята...