Поговорим о нефти более подробно.
Сегодня на повестке дня два пункта: 1) договоренность РФ и Саудовской Аравии о продолжении сокращения добычи; 2) выход Катара из ОПЕК. Есть мнение, что эти два факта взаимосвязаны. Их нужно разобрать, проанализировать и составить более или менее стройную гипотезу – зачем все это, и кому оно выгодно. Складывается ощущение, что мы наблюдаем сейчас очередную глобальную схватку, на этот раз на нефтяном рынке.
Понятное дело, что соглашение о сокращении нефтедобычи – новость ожидаемая и где, как не на саммите G20, принимать и озвучивать такие решения. Ни России, ни саудитам не выгодна дешевая нефть. Российская экономика восстанавливается достаточно медленно, и если в 2019 г. нефть будет ниже, то проблем с бюджетом будет больше. Плюс, возможно, это стало симметричным ответом РФ на отмену встречи российского и американского президентов.
Не исключаю, что это еще не все. Дело в том, что на этой неделе в Австрии должно пройти заседание ОПЕК, а также саммит ОПЕК+. Вполне могут появиться еще новости, в том числе и негативные для цен на «черное золото». Поживем – увидим.
А что же Катар? Не был ли его демарш ответом на соглашение России и Саудовской Аравии? Но вот ЧЬИМ ответом? Сильно сомневаюсь, что решение Катара самостоятельное. Официальная причина о сосредоточении на выпуске газа больше похоже на «отмазку». Так в чем же дело?
Все мы знаем, что реальный рынок нефти, реальные цены, формируются на американской бирже, где главными игроками являются американские трейдеры и управляющие крупных банков и фондов. Можно представить, что США управляет этим рынком. Единственная сила, которая способна вмешаться и своими решениями изменить котировки – это ОПЕК. Договоренность Путина и саудовского наследного принца Мохаммеда бен Салмана – яркое тому подтверждение.
Теперь вспомним, что «великий блоггер» Трамп писал про нефть у себя в твиттере? Правильно, он радовался недавнему падению. А тут такая незадача – опять гадкий ОПЕК во главе с «кроваворежимной» Россией и хитрющими саудитами вылезли и испортили все дело. Более того, планируют «гадить» и дальше, так как хотят видеть цену еще выше.
В качестве рабочей гипотезы можно представить, что выход Катара из ОПЕК – некий сигнал всей организации. Пока для ОПЕК ничего страшного не происходит: доля Катара в общей добыче всего-то около 2%. Но как сигнал, или предупреждение, это выглядит немного угрожающе. Мол, будете еще дергаться, разберем ваш ОПЕК по кирпичику. Вот только чей это сигнал? Выводы делаем сами. Не думаю, что в ОПЕК сильно испугались, в конце концов у них тоже есть и опыт, и договоренности, и рычаги влияния на рынок. Не удивлюсь, если вскоре Катар вообще вернется обратно. Но, учитывая все вышеописанное, уверен: нас ждет очень интересный 2019 год на рынке нефти.
@bitkogan