Последним в стране прочитал «Петровых в гриппе и вокруг него» — лучшую, на мой взгляд, рускоязычную книгу со времён «Зимней дороги» (в художественной литературе — «Лавра»). Не помню, когда последний раз читал настолько элегантно и хитроумно (но при этом совершенно не нарочито) выстроенный текст. Удивительный роман, который не заканчивается на последней странице, а продолжает складываться уже в голове у читателя. То есть, разумеется, так работает почти любой приличный роман, но «Петровы» прячут in plain sight целый сюжет, растянутый на десятилетия и два материка.
«Из книги про фокусы Петров не пытался узнать никаких секретов, по сути дела его впечатлил только один фокус, а остальные прошли как-то мимо его внимания. Манипуляции с исчезающими картами были забыты сразу же во время просмотра, потому что Петров видел не сами карты, а лишь верчение руками. Когда фокусник достал кролика из шляпы, Петрову понравился не сам фокус, а белый кролик, подвешенный за уши».
Вот одновременно плотный и приятно избыточный текст «Петровых» — это кролик; он пушистый и классный, и им даже вполне можно ограничиться. Но если сместить фокус (pun intended), то текст начнёт трансформироваться так чуднО, что дух захватывает.