Size: a a a

Литература и жизнь

2017 September 25
Литература и жизнь
Авторы и редакторы Лентыру не знают, что жестовый язык — это не язык жестов.

Если что, язык жестов — это всякие невербальные штуки вроде почёсываний, размахиваний, указаний («Как заставить итальянца замолчать? Свяжите ему руки» — это как раз анекдот про язык жестов).

Жестовый язык — точнее, языки, потому что их много — это самостоятельные языки со своей грамматикой и лексикой, которыми пользуются для общения люди с нарушениями слуха.

Не путайте их

https://lenta.ru/news/2017/09/25/inclusive/
источник
Литература и жизнь
Не у каждого автора хватит смелости на такой титр за две с половиной сотни страниц до конца книги. У Стивенсона — хватило
источник
2017 September 26
Литература и жизнь
#играслов  Толкин писал слово «гномы» как dwarves. После публикации «Хоббита» в 1937 году тогдашние английские граммар-наци заклеймили Толкина за то, что он отклонился от литературной нормы dwarfs, рекомендованной Оксфордским словарем. Но Толкин ничего менять не стал.
Он был редактором этого словаря.
источник
2017 September 28
Литература и жизнь
Из вмего творческого наследия Пушкина нет строк более неустаревающих, чем эти:

«Словесность русская больна.
Лежит в истерике она».
источник
Литература и жизнь
"Признаю и одобряю. Но не смог", найденное сегодня Евгенией Лисицыной на Флибусте, -- гениальный книжный отзыв, буду постоянно использовать.
источник
Литература и жизнь
@greenlampbooks написала отличный путеводитель по романам Пелевина. Пользоваться им надо так: первые девять номеров читайте, остальные пропускайте. Я бы поставил t повыше, но в остальном — чистая правда
https://knife.media/pelevin-top/
источник
2017 September 29
Литература и жизнь
Нил Стивенсон. Семиевие

Однажды неведомая штука под кодовым названием «Агент» продырявила Луну, разбив её на семь неаккуратных обломков. Люди сперва удивились, потом привыкли, а вскоре поняли: огромные камни на орбите имеют свойство врезаться друг в друга, и вскоре Землю накроет таким метеоритным ливнем, что мало не покажется никому. В спешке они расчехляют  свои космические программы, чтобы хоть несколько тысяч счастливчиков закинуть на борт МКС — авось, там и выживут. Так от популяризатора науки с лицом Нила Деграсса Тайсона, президентши США, илонмаскоподобного авантюриста, русской самбоистки по имени Фёкла и ещё нескольки персонажей начинает зависеть судьба всего человечества.

Нил Стивенсон, наверное, очень хороший хозяин. Во-первых, он хозяйственный: всё в дом, всё в роман; несколько страниц послесловия он увлечённо описывает, как каждый проект, в котором Стивенсон участвовал, вдохновлял его на какой-то аспект «Семиевия», а каждый друг и знакомый объяснял устройство космического лифта, принципы работы шахтёров или тонкости парапланеризма. Во-вторых, он экономный: другой автор весь этот материал размазал бы на книжную серию, а он запихнул в один увесистый том. Собственно, «Семиевие» — это два романа под общей обложкой. Один — о том, как люди спасались с погибающей планеты, другой — о том, как пять тысяч лет спустя их потомки туда возвращались. Общих персонажей по понятным причинам в этих двух подроманах нет, связаны они лишь несколькими тонкими сюжетами.

Стивенсон упаковывает два повествования в один, и это, конечно, не всегда хорошо. Так, вставляя посреди книги наглый титр «Прошло пять тысяч лет», Стивенсон на добрую сотню страниц отвлекается на технический инфодамп, с удовольствием объясняя, что творилось с людьми последние сорок веков, и полностью отключая любое действие. На мозг читателя это действует, как на космонавта при резкой остановке космического корабля: инерция впечатывает его в стену, и от перегрузки тянет потерять сознание.

Кроме того, последне непредсказуемой и продуманной первой части последняя кажется линейной и не вполне достоверной. Сложно обойтись без спойлеров, но верите ли вы, что две группы людей (одна моноэтничная и моноязыковая, другая — чрезвычайно разнообразная), изолированные друг от друга на протяжении десятков веков, смогут без проблем общаться друг с другом? Я — с трудом, Стивенсон — запросто.

В остальном, впрочем, у Стивенсона вышел эталонный научно-фантастический роман, каких нынче не делают: подробный и достоверный (даже, может, чересчур), в равной степени полагающийся на фантазию, идеи и персонажей. Читателя он не жалеет, так что не думайте, что эта поездка окажется лёгкой. Но будет очень увлекательно.
источник
2017 October 01
Литература и жизнь
#слова  Энтони Бёрджесс хвастался, что однажды разговаривал с Борхесом на староанглийском, чтобы осведомители аргентинской тайной полиции их не поняли.
источник
2017 October 02
Литература и жизнь
Журнал «Афиша» в моей жизни и в моём городе появился довольно поздно, году в 2007. И с того номера (сколько-то людей, которых никогда не будет а ТВ, Том Уэйтс на обложке) долгие годы раз в две недели я соблюдал ритуал: купить свежий номер, открыть свежие книжные рецензии, потом — кино и музыку, потом — весь остальной журнал. Именно рецензии Данилкина, по большому счёту, сделали меня из жадного потребителя книг читателя. Поэтому, когда выпал шанс пообщаться с ним, я, конечно, расспросил его о Ленине, но не смог удержаться и от вопроса о главном.

«Меня до сих пор торкает от литературы, когда ты много лет наступаешь на этот оголённый провод и рассказываешь про свои впечатления — как тебя прошибло. Или — ещё один способ объяснить это — ты как бы инфицируешься тем вирусом, который в каждой хорошей книжке содержится. В конце концов я, мне кажется, продержался довольно долго — полтора десятилетия, более чем достаточно».

https://sib.fm/interviews/2017/10/02/lenin-kak-javlenie
источник
Литература и жизнь
Ещё на смерть Хью Хефнера написал про «Плейбой» как про главный литературный журнал планеты. Там печатались Брэдбери, Кинг, Ле Гуин, Этвуд и вообще кто только не.

«Выпускающий редактор учтиво и настойчиво попросил разрешения напечатать рассказ «Девять жизней» под именем «У. К. Ле Гуин», чтобы читатели не догадались, что автор рассказа — женщина.
«Не в силах мучить этих ранимых людей, я сказала своему агенту передать — конечно, всё в порядке», — вспоминала Ле Гуин. Когда журнал попросил у писательницы краткую биографическую справку, она отыгралась по полной. Ле Гуин выдумала совершенно дурацкую небылицу про писателя, который работал портовым грузчиком в Марселе, боксировал в полутяжелом весе в Чикаго и служил настоятелем в коптском монастыре. История заканчивалась фразой: «Многие подозревают, что проза У. К. Ле Гуина написана не У. К. Ле Гуином, а другим человеком, носящим то же имя». «Плейбой» оценил шутку и напечатал присланную биографию».

https://knife.media/playboy-writers/
источник
Литература и жизнь
Нил Гейман и Аманда Палмер куда-то едут и поют песенку из Маппет-шоу. Единственное видел, которое вам нужно увидеть сегодня

https://youtu.be/8eXiZj4afEg
источник
2017 October 03
Литература и жизнь
В июне выйдет комикс по геймановскому «Этюду в изумрудных тонах», в котором он смешал Конан Дойла с Лавкрафтом. Отличные новости!
источник
Литература и жизнь
Ad Marginem выкатил каталог своих изданий до конца года. Самое интересное для меня — биографии композитора Эрика Сати, клипмейкера Дерека Джармена, «Инсектопедия» Хью Раффлза и «Одинокий город» Оливии Лэнг.
http://plans.admarginem.ru/12/

Для своего списка лучших книг Ad Marginem я с огромным трудом выбрал 7 книг; с учётом отличных новинок выбрать было бы ещё труднее. https://knife.media/ad-marginem/
источник
Литература и жизнь
— Твой вкус такой тонкий! Как тебе удалось этого достичь?
— Всего лишь жёсткая культурная диета. Полгода сидел на Воденникове и Хлебникове.

(На конкурсе плохих каламбуров у меня были бы хорошие шансы.)
источник
2017 October 04
Литература и жизнь
Всё, что нужно знать о российских книжных чиновниках: «Придёт время, когда мы будем вместе бороться с новейшими технологиями, и к нам вернется хорошая книга», — заявляет на пресс-конференции, посвященной книжной ярмарке, президент Приволжской книжной палаты Дмитрий Аяцков.
http://nversia.ru/news/view/id/114810

Будут бороться с новейшими технологиями! Поборют — и вернут хорошую книгу. Потому что с технологиями-то какие хорошие книги? Назад, к пергаменту и берестяным грамотам.
источник
Литература и жизнь
Болею на «Просветителе» за Александра Пиперски — хотя конкуренты у него сильнейшие. Несколько месяцев выдалось поговорить с ним о языках, феминитивах и прочих интересных вещах

http://telegra.ph/Lingvist-Aleksandr-Piperski--o-novoyaze-feminitivah-i-lyubitelskoj-lingvistike-05-28
источник
2017 October 05
Литература и жизнь
Завидую вам, москвичи: к вам едет Марио Варгас Льоса https://gorky.media/news/mario-vargas-losa-stal-laureatom-yasnoj-polyany/
источник
Литература и жизнь
Люблю иногда писать лонгриды про людей по фамилии Даль. Биография Владимира Даля, надо сказать, меня повергла в трепет: никаких скучных кабинетных корпений над словарём, только войны, тюремные сроки, верблюды и прочие приключения. Но самое крутое, конечно, — это история с мостом через Вислу.

«Поляки прижали корпус генерала Ридигера к полноводной реке Висле. Силы были неравны, но неприятель заблаговременно сжег мост. Инженера, способного навести переправу, в корпусе не было, и Далю пришлось взять отступление на себя.

Вокруг заброшенного винокуренного завода медик нашел несколько бочек, сошедших за понтоны, взял якорные канаты и соорудил из них временный, но достаточный для перехода мост. За солдатами через переправу последовали рабочие во главе с Далем. Отряд повстанцев наконец прорвался к реке, поскакал в погоню и добрался уже до середины моста. Даль развернулся и рубанул топором по канату. Поляки попадали в воду, самодельную переправу унесло течением, а Даль под выстрелами доплыл до своих».

Не лексикограф в Польше, а какой-то Моисей у Красного моря

https://knife.media/who-was-dal/
источник
Литература и жизнь
ИСИГУРО!
источник
Литература и жизнь
Кажется, Нобелевский комитет окончательно решил прекратить давать премии малоизвестным писателям и пойти по настоящим звёздам. Глядишь, в следующем году и Мураками получит своё (а что, над Ди Каприо тоже все смеялись столько лет).
источник