Интересное интервью одного из лучших наших медиа-аналитиков, сейчас живущего и работающего в Канаде Андрея Мирошниченко. Он говорит о магистральных путях, по которым сейчас катятся в будущее медиа. Перевёл некоторые важные моменты.
1.СМИ, живущие за деньги читателей (донаты и подписка), должны всё больше их пугать, фрустрировать и поляризовать, чтобы вытягивать больше денег. Это общий тренд для таких медиа (и не только в России, но и во всём мире).
2.К тому времени, когда мы посещаем сайт новостных СМИ, если мы вообще туда попадаем, в общем и целом мы уже знаем, что происходит. Таким образом, единственная функция, которая остается у традиционных СМИ, - это подтверждать значимость новостей, которые мы уже узнали из социальных сетей.
Иными словами, это верификация (легализация) новостей.
3.СМИ переориентировались с работы с новостями на работу с ценностями. Отсюда - политизация средств массовой информации, исторический сдвиг, который произошёл в одно мгновение. Это принесло нам поляризацию.
Важна сила аргументации и убеждения. В результате все СМИ концентрируются на одних и тех же темах и всё больше и больше конкурируют за получение одобрения или неодобрения ценности новости, а не за поиск новых сенсаций.
4.Ранее классические СМИ, живущие за счёт рекламы, производили счастливых клиентов. Сегодня СМИ, живущие за счёт читателей, вызывают недовольство граждан. Первые служили консьюмеризму. Последний служит поляризации.
СМИ заинтересованы в усилении и драматизации вопросов, освещение которых, скорее всего, будет оплачено людьми (донаты или подписка). Это заставляет прежнюю журналистику мутировать в постжурналистику. Постжурналистика появилась после того, как средства массовой информации потеряли щедрое финансирование от рекламы и стали зависеть от поддержки аудитории.
Журналистика исследовала то, что существовало, постжурналистика судит, правильно ли что-то. Журналистика искала правду, постжурналистика променяла правду на справедливость. Журналистика показывала мир таким, какой он есть, постжурналистика показывает мир таким, каким он должен быть.
5.Процесс превращения журналистики в постжурналистику болезненен. Когда сила принадлежала рекламодателям, стандарты журналистики основывались на объективности, тщательном расследовании, освещении конфликтов с обеих сторон.
Когда читатели, вооруженные Twitter, стали самой мощной силой и начали требовать подтверждения своих новостных ценностей, вполне логично, что объективность превратилась в грех. Напротив, идеологическое рвение стало необходимым профессиональным качеством. Это было нормальным явлением в начале XIX века, когда журналистика финансировалась политическими партиями, но в XX веке это было неслыханно. В XXI веке журналистика снова вернулась в XIX век.
6.Старые СМИ основывались на тексте и на грамотности. Грамотность передаёт линейность и, следовательно, требует разработки смысла. Теперь в социальных сетях сократилась не только длина текста, но и исчезла необходимость общаться только с помощью текста.
Средства цифровой социальной коммуникации в новейших медиа, таких как Twitter или TikTok, напоминают коммуникативное исполнение вокально-танцевального искусства первобытных людей в доречевую эпоху. Междометие, наименее смысловая форма словесного выражения, становится наиболее эффективным смысловым носителем. Цифровая устная речь основана на восклицаниях и цифровых жестах. Его цель - убедить, а не сообщить. Он оперирует эмоциями и объектами - мемами, изображениями, видео, а не смыслами.
В какой-то мере новый автор соцсетей – пещерный человек.
7.Примитивизация и «всеобщее авторство» будут формировать повестку дня совершенно по-новому, без требований к грамотности, рациональности или проверке фактов. Новый способ установления повестки дня, скорее всего, принесёт новую волну потрясений, на этот раз ещё более радикальных. Протест снова начнётся с более молодых демографических групп, которые полностью оторваны от программ традиционных политических партий и настроены крайне антиинституционально.
https://newmoneyreview.com/index.php/2021/03/19/how-to-live-with-polarisation/