Это просто гениальная, невероятная, самая интересная история про интернет за неделю, если не за месяц. Мастрид.
Кратко: 27-летний американец по имени Ашер Бёрке с 2015 года организовал компанию в Калифорнии, которая с виду занималась легальным бизнесом по доставке всякой хрени типа лечебных масел, а на самом деле заманивала престарелых и не очень сведущих пользователей интернета в subscription trap — мошенничество с кредитными картами. Этот вид мошенничества известен по письмам о наследстве от принцев из Нигерии, но тем-то спамерам нужно было использовать почту, а Бёрке задействовал самый эффективный инструмент — Фейсбук.
Гениальная по простоте схема. Находишь левого пользователя Фейсбука с легитимным акком (больше года, >100 друзей), платишь ему 30 баксов в месяц за «аренду» акка для размещения объявлений, делаешь его админом какой-нибудь безобидной страницы типа «Сообщество любителей апельсинов», куда легко заманить первую тыщу подписчиков, а потом начинаешь размещать объявления.
Текст объявлений — максимально нелепый, но от этого эффективный фейк и кликбейт в духе «Снуп Догга отправили за решётку собственные менеджеры». Клик — переход на фейковый сайт «местного» издания. А там предложение в духе «Попробуй лечебные масла, первый месяц бесплатно, потом 4,99 доллара, можно отменить подписку по телефону в любой момент». Бэбибумеры (пенсы) ведутся, вводят данные карты, а через неделю с них незаметно снимают 100 долларов. На указанный телефон хрен дозвонишься. Приходится менять карту.
Короче, компания Бёрке потратила 50 миллионов долларов на такую рекламу в Фейсбуке. И на эффективных объявлениях у неё была отдача в 50-100% затрат.
FTC оценивает весь рынок subscription traps в США в 1,3 млрд долларов, то есть ребята делали где-то 1/10 рынка. И компаний там было много.
BuzzFeed News удалось даже раздобыть чаты в Слэке, где этот Бёрке с подельниками обсуждал всякую ерунду типа куда будет колоть себе метамфетамин, а также сколько у них сейчас в наличии аккаунтов в Фейсбуке (больше 1000). А Фейсбук — неповоротливый монстр, он а) не может быстро отследить всю схему, там реальные пользователи в разных странах мира и безобидные страницы б) фактически в доле, шутка ли — 50 млн дохода с рекламы.
Это целый детектив. Бёрке погиб в Кении (разбился на вертолёте) в мае 2019-го, но его компания продолжила заниматься тем же самым, и даже жёстче. Прекратили только тогда, когда BuzzFeed News стукнули в Facebook, FTC и пришли к ним в офис. Теперь-то Facebook делает вид, что борется с ними, но до этого всё конечно же спускались с рук. Уфффф.
Просто реально интернет-бизнес, который мы заслужили.
https://www.buzzfeednews.com/article/craigsilverman/facebook-subscription-trap-free-trial-scam-ads-inc