Size: a a a

Технологии, медиа и общество

2020 May 29
Технологии, медиа и общество
Сегодня у меня день рождения. Традиционно в этот день говорю вам всем — большое спасибо за то, что читаете! За более чем четыре года этот блог стал неотъемлемой частью моей жизни. Его читают предприниматели, ученые, депутаты и министры, руководители компаний, разработчики, журналисты, маркетологи, студенты и профессионалы самых разных отраслей. Каждый находит для себя что-то интересное, ну а я стараюсь вас не разочаровать.

В марте я сменил работу — теперь отвечаю за отдел технологий в одном из лучших украинских изданий liga.net. На канал из-за этого остается меньше времени, но потом это окупится — с каждой неделей я все лучше понимаю, как правильно добывать и упаковывать информацию, так что ждите интересных оригинальных материалов. В том числе написанных с вашей помощью.

Я редко пишу здесь о себе. Может показаться, что канал ведет какой-то безликий и бездушный чувак, но это не совсем так. Просто у меня есть еще один канал — личный, где я делюсь наблюдениями, прочитанными статьями (не про технологии) ну и конечно мемами. Подписывайтесь! https://t.me/brodetsky_2

Ну а если вам больше по душе Facebook, подписывайтесь и там: https://www.facebook.com/andriy.brodetsky/

Всех обнял.
источник
2020 May 30
Технологии, медиа и общество
Миф особой журналистики

Каждые год-два в журналистике возникает хайп вокруг каких-то модных “новых” направлений, вроде журналистики решений, объяснительной журналистики, социальной журналистики и т.д. Как и в случае с хайпом вокруг новых моделей монетизации, мода рано или поздно спадает или как минимум выходит на некое плато умеренной продуктивности. Интересно наблюдать за этими модами в контексте медиа-проектов, которые ставили “другую журналистику” во главу угла.

Так, в свое время создатели проекта The Skimm питчили себя инвесторам на взлете сразу двух хайп-циклов: “рассылка-как-медиа” и “особая журналистика для женщин-миллениалов”. Семь лет 30 миллионов долларов венчурных инвестиций спустя Skimm сокращает 20% сотрудников из-за падения прямых рекламных контрактов на три четверти в связи с коронавирусом, а также испытывает identity crisis, не понимая для кого они - для белых женщин-миллениалов с доходом в $100k в год или все же для более широкой аудитории.

Тот же identity crisis наблюдаем и у других “альтернативных”:

1) Особые новости для миллениалов: Vice News, Buzzfeed News, Mic.com, Bustle
2) Особая нишевая журналистика: Quartz, Outline.
3) Объяснительная журналистика: Vox.com
4) Журналистика решений: Huffpost “What’s Working”

Какие-то проекты закрываются, какие-то становятся “белыми слонами” и скоро закроются, кто-то в агонии запускает донаты.

В последнее время также вновь актуализировалась тема журналистики хороших новостей - люди устали от обычных новостей про коронавирус и смерть, и им нужны хорошие и добрые новости. В NYT по случаю такой темы даже достали из шкафа проект Upworthy, про который уже пару лет никто не вспоминает. Только если посмотреть на самые популярные посты в перечисленных в статье проектах за последнее время, то окажется, что даже несмотря на свой позитивный угол подачи, статьи эти так или иначе про пандемию. То есть все равно черпают трафик из повышенного пользовательского интереса к главной теме.

В контексте эффективности и востребованности журналистики решений и журналистики хороших новостей рекомендую прочесть крутой лонгрид Vanity Fair об исходе Арианны Хаффингтон из издания своего имени. Уже упомянутый выше проект “What’s working” с треском провалился по трафику и его пришлось несколько раз перепаковывать, чтоб хоть как-то продать.

Не существует каких-то особых, других журналистик - это все в лучшем случае хорошие форматы для отдельных материалов или темы для докладов на медиафорумах и статей в профильных блогах. Единственный универсальный закон журналистики не меняется десятилетиями (скорее уточняется исходя из новых способов дистрибуции и новых моделей потребления контента) - “журналист предоставляет проверенную информацию, которая помогает читателю принимать ежедневные решения”. И для бумера, и для зумера только это в конечном счете актуально, и нынешний кризис это очень хорошо проявил.
источник
2020 May 31
Технологии, медиа и общество
Прочитал интересный разбор стратегии ByTeDance (самый известный в нашей части мира актив - TikTok).

Вот немного моих заметок (и комментариев). Как обычно, лучше прочитать оригинал.

В среднем, за одну сессию пользователь потребляет:

1. 3-5 видео на YouTube
2. 100+ сториз в Instagram
3. 200+ видео в TikTok

Учитывая то, что ты можешь начать пользовать TikTok даже не регистрируясь, это означает, что за одну сессию TikTok получает о твоих предпочтениях столько данных, что практически сразу может начать рекомендовать тебе релевантные видео.

В первом квартале 2019 года 13% всех рекламных показов в приложении Facebook для Android и 22% всех рекламных показов на iOS были рекламой TikTok. Данные по США.

Еще в 2018 ретеншн 30-дня в TikTok был в районе 10% (сейчас, если верить App Annie - 28-40%).

До 75% инсталов Instagram пришли с Facebook (после покупки сервиса начал активный залив аудитории из Facebook в Instagram). У ByTeDance не было своего Facebook’a, зато было 7 миллиардов долларов оборота их рекламного бизнеса и еще 3 миллиарда долларов от SoftBank Vision Fund.

За первый квартал этого года TikTok набрал 315 млн инсталов (при этом - уменьшив бюджет на рекламу). Нетворк эффект плюс влияние коронавируса.

В ByTeDance (владеют TikTok) уже работает практически 56 тысяч человек. План до конца года - 100 тысяч человек по всему миру. Для сравнения, в Facebook сейчас работает 45 тысяч человек, в Google - 118 тысяч.

Что делают все эти люди? Например, Lark (1.7 тысяч человек - смесь Slack и Google Suite), образовательные продукты (был план нанять до 10 тысяч человек только в эту вертикаль), Resso (смесь Spotify, YouTube и TikTok) и кучу всего еще. А, ну и еще они свой телефон делают.

На прошлой неделе CEO TikTok стал чувак, который руководил большой частью бизнеса Disney, включая запуски Disney+, а также руководил покупкой Marvel, Lucasfilm, Pixar и т.д.

Вообще, мои выводы такие:

1. Нет бабок - не строй продукты под рекламную модель. Соревноваться за аудиторию и строить network effect на таком уже невозможно.

2. Понимаю, насколько мы были наивные, когда делали Raply (это был такой Инстаграм для реперов со слизанным с TikTok интерфейсом). Для тех, кто меня читает недавно - нам даже предложили деньги под него в Китае, но мы гордо отказались.

3. Секрет успеха TikTok - это не только самый удобный в мире инструмент для создания видеоконтента на мобильном, это еще и миллиарды инвестиций в закупку трафа.

4. Кстати, head of product в TikTok сейчас - это чувак, который со-основал Musical.ly, продукт, который открыл TikTok доступ на американский рынок (они купили его несколько лет назад за 1 миллиард долларов). Это к теме о том, что название твоей позиции мало говорит о твоих скилах, зато твой послужной список говорит многое.
источник
2020 June 02
Технологии, медиа и общество
​​Google помогает конспирологам зарабатывать на фейках про коронавирус

Есть такая хорошая инициатива — Global Disinformation Index. Они исследуют распространение и монетизацию дезинформации в интернете. GDI изучили 49 сайтов, распространяющих фейки про коронавирус, и нашли на 84% сайтов рекламу от Google. По оценкам GDI, эти сайты суммарно зарабатывают $135 000 в месяц только на Google Ads. При этом получаются смешные ситуации, когда реклама мобильного оператора появляется под фейком про связь коронавируса и 5G, а продукты Microsoft рекламируются рядом с фейками про зловещий план основателя компании Билла Гейтса поработить мир с помощью вакцин.

Получается, что компании и бренды с хорошей репутацией косвенно спонсируют фейки. Коронавирусная дезинформация это лишь частный случай большей проблемы — автоматизированной рекламы. У Google Ads нет четких политик, определяющих, на каких сайтах нельзя размещать рекламу. "Плохие" сайты отключают от монетизации только постфактум. При этом рекламодатели могут сами указать, на каких сайтах не желают размещать свои объявления.

Больше подробностей — в хорошем тексте Bloomberg.
источник
Технологии, медиа и общество
​​Facebook поможет зачистить свое прошлое

Новая фича Facebook "управление активностью" поможет пользователям привести свой профиль в порядок — быстро находить старые посты и скрывать их целыми пачками.

Многим людям может навредить их собственный цифровой след. Такое регулярно случается — человека назначают на должность, из прошлого всплывают скриншоты его старых постов без контекста — скандал готов. Некоторые компании при найме проверяют соцсети и могут посчитать соискателя ненадежным, если он когда-то постил что-то "не то". Люди десятилетиями документируют свою жизнь в соцсетях. Насколько ваши подростковые посты отражают то, какой личностью вы являетесь сейчас? Мои — не очень. Ни за что не стыдно, но немного напрягает публичность незрелого периода жизни, скажем так. Грубые шутки, наивные мнения. Хорошо ещё, что у меня в подростковом возрасте не было соцсетей.

Недавно заходил на страницу регионального менеджера Facebook по публичной политике в Украине. Идеальная стенка. Меньше десятка публичных постов, и все — про работу. Умение не постить лишнего в своих аккаунтах — один из признаков профпригодности в современном мире. Не для всех профессий, но для публичных — точно.
источник
2020 June 03
Технологии, медиа и общество
​​Китайский клон TikTok захватывает рынок США. Его пользователям платят за просмотры видео

Китайское приложение Zynn всего за месяц попало на первое место в американском App Store и в топ-10 в Google Play. По дизайну и функциональности это практически клон TikTok. Главное отличие — пользователям платят за просмотры видео. Но немного. Больше платят за приглашение друзей по реферальным ссылкам.

Компанию, разработавшую Zynn, недавно купил один из главных конкурентов Bytedance на домашнем рынке — компания Kuaishou, чьим видеосервисом в Китае ежедневно пользуются 300 миллионов человек (популярнее только локальная версия TikTok — Douyin). Контент из одного сервиса используют для наполнения другого — в Zynn можно смотреть видео из Kuaishou.

В декабре Kuaishou получила $2 миллиарда инвестиций от Tencent при оценке $28 миллиардов. Прибыль компании за год — $5,7 миллиарда.

Несмотря на попадание в топ сторов, абсолютные показатели Zynn пока скромные — сейчас у приложения около 150 тысяч пользователей в США.

Мы живем в удивительное время. Компании доплачивают пользователям за просмотр развлекательных видео и продают пиццу на доставке дешевле, чем покупают. Сейчас главное — быстрый рост за деньги инвестора. Прибыль будет потом. Если повезёт.

Подробнее: Turner Novak, The Information ($), Mashable, The Verge
источник
Технологии, медиа и общество
Пользовательские соглашения — это большая проблема современной цифровой экономики. Во-первых, их никто не читает. Во-вторых, компании намеренно пишут их так хитро, что даже прочитав, пользователь не до конца понимает, на что соглашается.

Вот очередная иллюстрация этой проблемы — визуализация пользовательских соглашений самых популярных приложений. Чтение соглашений Apple, Zoom, TikTok и Spotify занимает более получаса. Документ Microsoft — больше часа (в него вписаны все продукты компании). За это время можно прочитать трактат "Искусство войны". Среднему американцу понадобится около 250 часов (!), чтобы прочитать все цифровые соглашения сервисов, которыми он пользуется.

Кроме того, эти документы ещё и сложны для понимания — по сложности текста они соответствуют текстам для учащихся университетов. Текст по ссылке можно долго не читать, просто посмотрите на картинку.

Еще советую просмотреть красивый материал на ту же тему от NYT, там более глубокий разбор: https://t.me/brodetsky/1669
источник
Технологии, медиа и общество
​​Знаю, что канал читают много журналистов и редакторов. Вот хорошая возможность подтянуть скиллы — издание The Information объявляет набор на бесплатную летнюю онлайн-школу для журналистов. Формат — две часовых лекции каждую неделю на протяжении июля. Спикеры — редакторы и менеджеры топовых американских интернет-медиа.

The Information — издание с инсайдами тех-индустрии, которое читают все топы Кремниевой долины, подписка стоит $40 в месяц.

The Information мне за промо не платит, просто записался сам, а потом подумал, что будет полезно и другим журналистам. Так что подавайтесь смело, если с английским все ок, и коллегам передайте. Я за повышение профессиональных стандартов!
источник
2020 June 04
Технологии, медиа и общество
О чем рассказал CTO Uber в первом интервью после ухода из компании

Недавно из Uber ушёл CTO компании - вьетнамец Туан Фам. Первое интервью после ухода он дал изданию Bloomberg. Несколько интересных моментов из текста:

— Фам пришел в Uber в 2013 году, когда у сервиса было всего 30 000 поездок в день. Фам построил новую инфраструктуру, которая позволила Uber масштабировать сервис.

— В 2017 году его отправили запускать сервис в Китае, дав на это всего два месяца. Команде приходилось работать по 80-100 часов в неделю под постоянным давлением Каланика.

— Сервис сразу запустили в крупном городе Ченгду с самым большим спросом на услуги такси. Успешный запуск добавил инженерам уверенности: "Если мы справились с Ченду, мы справимся с любым другим городом в Китае".

— После ухода Каланика с поста CEO Фам остался в компании - он не хотел, чтобы все, что он построил, развалилось. Каланика это задело. Они не общаются с тех пор.

— С приходом нового CEO задачей Фама была подготовка компании к IPO. IPO Uber стало одним из главных разочарований 2019 года. Но Фам верит в компанию в долгосрочной перспективе.

— Фам считает, что Uber не стоило тратить столько ресурсов на свою разработку автономных машин. Вместо этого лучше использовать наработки других компаний, которые продвинулись дальше - в частности Waymo.
источник
Технологии, медиа и общество
Бесконечный рикролл

Машинное творчество, которое мы заслужили: нейросеть дописывает легендарную песню Рика Эстли. Местами звучит неплохо! (я просто люблю музыку 80-х)

Поэкспериментировать с машинной музыкой можно здесь: https://jukebox.openai.com/
источник
2020 June 05
Технологии, медиа и общество
Классный пост о том, как популярные в США приложения получили первую тысячу пользователей. Будет полезным для продактов, стартаперов и всех, кто занимается запуском и продвижением цифровых сервисов.

‎•‎ Создатель Dropbox запостил видео с презентацией сервиса на Hacker News.

•‎ Почтовое приложение Mailbox было доступно в закрытой бете; пользователи оставляли свой мейл, чтобы получить доступ. Через неделю после запуска в виртуальной очереди было 700 000 человек.

•‎ Первыми пользователями Instagram стали фотографы и дизайнеры с популярными аккаунтами в Twitter, которые помогли приложению стать вирусным.

•‎ Основатель почтового сервиса Supermail написал пост о закрытии другого почтового сервиса. Текст хорошо зашел, его перепостили медиа. Это принесло приложению 5000 новых пользователей.

Всего автор проанализировал опыт нескольких десятков популярных приложений и выделил 7 главных стратегий.

1. Go where your target users are, offline
2. Go where your target users are, online
3. Invite your friends
4. Create FOMO in order to drive word-of-mouth
5. Leverage influencers
6. Get press
7. Build a community pre-launch
источник
Технологии, медиа и общество
Огромный таймлайн предсказаний из научно-фантастической литературы. По нему можно изучать историю науки и техники — вернее, их отображения в литературе. Я залип надолго.

http://www.technovelgy.com/ct/ctnlistPubDate.asp
источник
Технологии, медиа и общество
Apple, как выяснили журналисты, потратила примерно 6 лет на попытки заменить людей на производстве роботами — и в итоге пришла к выводу, что люди лучше.

Журналисты TheInformation собрали много закрытой информации о том, как Apple пробовала автоматизировать сборку iPhone, а когда это не получилось — менее критических продуктов, как MacBook или iPad. Оказалось, что, во-первых, люди лучше — опытный рабочий точнее наносит клей или аккуратнее закручивает винты, чем это может сделать робот. Во-вторых, роботы не умеют исправлять собственные ошибки — автоматические линии регулярно останавливались и требовали вмешательства людей, вплоть до того, что люди переделывали всё заново. В третьих, даже плохо справляющийся с работой робот стоит намного дороже человека, особенно с учетом его окупаемости.

В общем, в разрезе удаленной работы и коронавируса, работникам физических производств можно не волноваться — роботы еще не умеют так вкалывать, как человек.
https://www.theinformation.com/articles/what-apple-learned-from-automation-humans-are-better
источник
Технологии, медиа и общество
Ох сьогодні і деньок. Випустив на Лізі підбірку провалів і скандалів українських стартапів. Після цього зі мною зв'язались кілька героїв матеріалу і попросили внести уточнення. Також змінив занадто кричащий заголовок (в URL можна побачити старий). Мабуть, не зовсім правильно було об'єднувати в одну категорію дійсно мутні історії (як Sixa) і просто стартапи, які закрились (як Ecoisme). І список звичайно ж вийшов неповним — мені нагадали як мінімум про ще один проект, який зібрав гроші і нічого не випустив. Можливо ще щось пропустив? Напишіть, якщо знаєте. Мені здається, що одних тільки блокчейнових скам-проектів можна назбирати на окрему підбірку.
источник
Технологии, медиа и общество
☝🏻 Всё ок, это мой личный канал, но иногда пишу там и про работу. Вот про стартапы, например. Подписывайтесь: https://t.me/brodetsky_2 (пишу там на украинском)
источник
2020 June 06
Технологии, медиа и общество
🤓 Apple запатентировала систему коррекции зрения для устройств смешанной реальности.

Она может подстраивать проецируемое на стекла изображение так, чтобы компенсировать недостатки зрения пользователя. Кроме того, в сами стекла можно будет встроить линзы с коррекцией зрения.

Многие люди носят линзы или очки, а с этой технологией они смогут без преград пользоваться AR-устройствами от Apple. Если это встроят в Apple Glass, массовая киборгизация населения станет на один шаг ближе.

Если вы пропустили: вот что известно о разработке умных очков Apple Glass.
источник
Технологии, медиа и общество
Старое, но по-прежнему актуальное видео о том, почему одни продукты вызывают вау-эффект, а другие оставляют равнодушными. Принцип “классного” сформулировал промышленный дизайнер Раймонд Лоуи еще в начале 20 века. Для этого он придумал аббревиатуру MAYA – Most Advanced Yet Acceptable. Людьми движет любопытство (неофилия), но они боятся нового (неофобия). Поэтому инновационные продукты нужно делать привычными, а привычные – инновационными. Иногда для этого потребуется несколько итераций: например, айпод постепенно утрачивал элементы интерфейса, пока не обзавелся только кнопкой Home и тачскрином.

Из-за этого принципа стартапы любят сравнивать себя с известными компаниями, когда запускают “Uber, только для выгуливания собак” или “аналог Apple, только на рынке каннабиса”. И этим же объясняется мода на некоторые названия. Например, современные компании любят использовать слова, похожие на Zoom – отсюда всевозможные Xum, Zoomly и Zum.

Тут срабатывает психологический эффект узнавания объектов – знакомые предметы или элементы подсознательно вызывают симпатию. Этим можно объяснить и привлекательность новых скафандров от SpaceX, которые разрабатывал голливудский дизайнер костюмов – да, они выглядят непривычно, но, кажется, мы видели нечто подобное в сай-фай фильмах.

Кстати, Раймонд Лоуи тоже работал над дизайн-проектами для NASA. Именно он предложил установить на орбитальной станции SkyLab круглые иллюминаторы – привычный символ в непривычной обстановке.
источник
Технологии, медиа и общество
Мировая экспансия TikTok продолжается: приложение догоняет YouTube по популярности среди детей на Западе

Вовлекающий контент и агрессивный маркетинг дают результат — среди пользователей до 14 лет в США, Великобритании и Испании TikTok уступает по времени ежедневного пользования только YouTube, и то незначительно.

Источник: Qustodio 2020 annual report on children’s digital habits (саммари: TechCrunch)

Читайте также:
Что такое TikTok и почему он так популярен (мой текст для Esquire)
Как TikTok захватывает наше внимание
Разбор стратегии ByteDance
источник
Технологии, медиа и общество
Самые дорогие стартапы мира (по состоянию на май; оценка SpaceX после успешного запуска наверняка вырастет).

В топе - Китай и США.

https://www.statista.com/chart/19317/highest-valued-startups-in-the-world/
источник
2020 June 07
Технологии, медиа и общество
Археологи обнаружили на границе Мексики и Гватемалы масштабное построение древних майя. Искусственное плато из камня высотой 10 метров и длиной 1,3 километра скрыто под кронами густого леса. Его обнаружили с помощью технологии LiDAR (Light Detecting And Ranging). Эта технология используется для построения 3D-моделей пространства в разработке беспилотных машин. Её суть — отправлять лазерный луч в сторону исследуемой поверхности, замерять дистанцию, которую пройдет отраженный сигнал, и наносить все полученные точки на объемную карту. С её помощью американцы исследовали поверхность Луны, она используется в новых iPad для работы AR-приложений. А ещё LiDAR стал мощным инструментом для археологов — можно полетать над лесом с лазером, построить 3D-модель поверхности земли и обнаружить вот такие замечательные конструкции, 3000 лет скрывающиеся под кронами деревьев. По оценке археологов, чтобы построить это плато, 5000 человек должны были трудиться шесть лет. По объему использованного камня это построение превосходит даже египетские пирамиды.
источник