
Всякое лыко в строку.
Столкнувшись с перекосами и потерей инвестиций, вызванными слабостью перспективного мышления, неверным расчетом и неповоротливостью отечественных экономических систем, государство решило отрефлексировать ситуацию.
Коллеги сообщают: в Госудме посовещались и решили, что России нужен переход от экспорта угля как сырья к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, развитие углепереработки и углехимии. Это отличная новость – у нас наконец-то решили поучиться хотя бы на своем опыте.
У Арктики в этой области имеются перспективы: лучшие сорта (в т.ч. знаменитый арктический карбон) в товарных количествах находятся именно там. Но есть вызовы, на которые надо искать ответ уже сейчас.
Первое. Где размещать переработку? Везти из АЗРФ на материк? Тогда для этого будет нужна инфраструктура. Перерабатывать по месту? Тогда потребуется новая волна промышленного освоения Арктики.
Второе – и, пожалуй, главное. У всех на слуху история конкретно с этим самым арктическим углем. Она стоила крупному бизнесмену жизни, многим – состояния и/или карьеры, проекту – нескольких лет топтания на месте. И важная часть проблемы в том, что у нас никто не застрахован от попадания в поле зрения «акул» – не то частных, не то государственных сверхкомпаний, фактически манипулирующих госаппаратом. Любая система, выстроенная помимо их, рискует быть ими «съеденной», а сами они эффективно работать не способны: сказывается многолетняя привычка к жизни за счет госсубсидий, льгот и дотаций. Поэтому вместо работающего и конкурентоспособного углеперерабатывающего кластера рискуем получить очередного госдотационного монстра, дающего заработать кому угодно, только не российским резидентам, и профанирующего реальное развитие.