Дальстрой. Есть ли на Колыме золото?
Как мы помним, на повестке дня у нас сейчас восстановление Дальстроя в его новой редакции. Но что такое Дальстрой, помнят или знают немногие. Капитан Арктика восполнит этот пробел, рассказав об истории этого специфического учреждения.
И рассказ этот надо начать с колымского золота.
…О том, что в недрах Колымы могут скрываться запасы драгоценных металлов, и прежде всего золота, специалисты предполагали уже во второй половине XIX века. Имелось такое понимание: коль скоро золото в товарных количествах обнаруживается в Забайкалье, на Лене и Амуре, а далее и на Аляске, то и на крайнем северо-востоке страны оно тоже может быть. Эти гипотезы подтверждались периодическими случайными находками. В общем, как указывалось в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1895 год), «произведениями минерального царства [Колымский] округ не особенно богат, но в южных его частях должны находиться, по многим признакам, золотосодержащие россыпи».
Однако одних «многих признаков» не только для организации добычи, но и для систематических поисков драгметаллов на Колыме было недостаточно. Причиной тому была как географическая удаленность региона (а ведь не надо забывать, что речь идет о конце XIX – начале ХХ веков, когда даже картографированы многие местности Крайнего Севера толком не были) и его низкая транспортная доступность или, точнее, практически полная недоступность, так и отсутствие какой-либо инфраструктуры освоения вообще. На тогдашней Колыме не было ни дорог, ни портов, ни населения в количестве, достаточном для старательства и – тем более – работы на приисках. Поэтому вкладываться в разведку полезных ископаемых никто особо не рвался: зачем, когда есть более обжитые и перспективные места «поближе к цивилизации».
Из всякого правила бывают исключения, нашлись они и здесь. На рубеже веков на Колыму начали наведываться старатели и горные инженеры. Какое-то время там работали американские добытчики, напавшие на золотую жилу в районе реки Волчьей и скрывшиеся из России с добытым металлом. В 1908 году на Дальний Восток прибыл Юрий Розенфельд – приказчик известного купца Шустова – с поручением найти более удобный маршрут для рыбной и пушной торговли с колымскими жителями по Охотскому побережью. Как сейчас сказали бы, Розенфельд должен был выстроить логистику под эти товары. Объезжая Колыму, Юрий Янович, обладавший определенными познаниями в геологии, попутно присматривался к краю с точки зрения наличия в оном природных ресурсов. Опираясь как на собственные наблюдения, так и на пересказы местных, он установил: в регионе точно имеются уголь, металлические руды и золото. Впоследствии, в конце 1918 года, на основе материалов, собранных в течение этой и последующих экспедиций, Розенфельд издал записку «Поиски и эксплуатация горных богатств Охотско-Колымского края», привлекшую внимание геологов, общественности и властей.
Ему вторил крупный ученый – геолог и инженер Эдуард Анерт, проведший тщательный анализ информации, собранной Розенфельдом, и сопоставивший ее с данными, полученными в ходе предшествовавших визитов в регион старателей и исследователей. В общей сложности он изучил 841 источник – отчеты, справки, газетные и журнальные сообщения, мемуары путешественников, в том числе 90 иностранных публикаций и рукописей. На основе этого массива материалов Анерт, никогда не бывавший на Колыме и Чукотке, сделал прогноз: в регионе залегает около 60 % всех российских запасов желтого металла, то есть 3,8 тыс. тонн, максимум – 9,2 тыс. тонн шлихового золота.
Ни «белые», ни «красные» власти России, раздираемой Гражданской войной, на тот момент не смогли извлечь пользы из трудов практика Розенфельда и теоретика Анерта. Однако начало освоению Колымы как золотоносного края было положено.
https://t.me/caparctic/1102