Size: a a a

Капитан Арктика

2020 October 13
Капитан Арктика
До этого в арктической биографии тов. Патрушева-младшего имелось руководство центром «Арктические инициативы», единственной инициативой которого стал подсчет белых медведей. Правда, не так чтобы это было каким-то прорывом: Роснефть считает медведей в течение уже нескольких лет.

https://t.me/dprunews/10831
источник
2020 October 14
Капитан Арктика
Соседи по Арктике готовятся к драке


На западных рубежах российской Арктики неспокойно: дело идет к масштабной милитаризации региона.

Несмотря на вроде как прагматичную риторику и традиционные мантры о сотрудничестве, наши скандинавские соседи точат ножи. Недавно стало известно о том, что норвежское правительство и американцы работают над «модернизацией» договора о взаимопомощи в сфере обороны, заключенного в далеком 1950-м, в начале Холодной войны. В свое время этот договор позволил накачать небогатое (тогда) и маленькое (до сих пор) королевство достаточно современным оружием американского производства. Так, за время действия соглашения Норвегия условно-бесплатно получила 300 истребителей и 8 тыс. различных боевых машин. Кроме того, ей досталось вооружение и оборудование на общую сумму порядка 9 млрд долларов в ценах 1996 года, когда стороны проводили финальные (как тогда казалось) взаиморасчеты. И вот теперь, значит, новое, «модернизированное», соглашение.

О чем там говорится? Хотелось бы знать. Причем не только нам, но и… норвежским парламентариям. Они выражают свою обеспокоенность и требуют отчета от правительства и тамошнего минобороны. Однако последнее не спешит раскрывать содержание обсуждаемых договоренностей: дело касается национальной безопасности, а депутаты пусть в эту область не лезут. Такой вот демократичный, прозрачный отказ в духе западной пост-правды. Но злые языки нашептывают, что речь, как и в 50-м, идет о новых крупных контрактах на поставки вооружений (прежде всего высокоточных), по количеству и качеству совершенно непропорциональных скромной региональной роли скандинавского государства, а также о базе для американских подлодок.

«Нейтральные» финны тоже взрывают повестку. Недавно госдепом санкционированы два соглашения на поставку Финляндии 64-х истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A. Помимо этого, финны получат современные американские ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Контракт получился на весьма солидную сумму – 12,5 млрд долларов.

Зачем это заваливание современным оружием скандинавских стран? Вопрос риторический. Ну не с глобальным же потеплением им воевать. Поэтому готовимся к новому обострению на западном направлении, а параллельно – к дальнейшему росту военно-политического давления на нас в Арктике.
источник
2020 October 15
Капитан Арктика
Грузооборот по СМП: на сколько падаем?


Как мы и говорили, планка по грузоперевозкам по СМП, заданная майским президентским указом, оказалась высоковата.

Теперь с подобным заявлением отметился тов. Кочарян, замгендир по экономике и финансам Атомфлота. «Задача 80 млн тонн – достаточно амбициозная. В связи с коронавирусом – полагаю, что не открою секрет, – идет активное обсуждение, что стоит данный прогноз целеполагания скорректировать», заявил он.

Несмотря на небольшой рост, показанный СМП в первом полугодии, по оценке «Атомфлота», в 2020 году объем грузоперевозок по Севморпути останется на прошлогоднем уровне и составит 31,5 млн тонн. На сколько снижать прогноз по 2024-му году, пока не ясно, однако речь идет о проседании на 20-30 млн тонн – до 60 или даже 50 миллионов.

В этом, кстати, все-таки есть некоторый позитив. Перевозки – это не самоцель. Объемы перевалки грузов – это всего лишь один из индикаторов развития реального сектора, но не развитие как таковое. Вместо того, чтобы рвать жилы, натягивая «нужные» (точнее, заданные указом) цифры перевозок, плодя хаос и допуская при этом неминуемые в спешке косяки, вместо манипуляций с географией СМП будет более спокойное и гармоничное развитие. А показатели, скорее всего, все равно никуда не денутся: ведь глобальная цель России на ближайшие десятилетия – это Арктика и ее освоение, там неминуемо будет центр нашей активности, а уж цифры к этому делу приложатся.
источник
2020 October 16
Капитан Арктика
Объединительный пшик


Несостоявшиеся составные части Большого Поморья – Архангельская область и Ненецкий автономный округ – подписали соглашение к договору о взаимодействии между органами государственной власти АО и НАО, оный договор продлевающее. При этом высокие договаривающиеся стороны решили не мелочиться и пролонгировали его сразу на три года – с 31 декабря 2022 до 31 декабря 2025 года (в 2019-м, например, его действие продлевали всего на год).

Никаких особенных новелл в договоре нет. Даже ритуальных формулировок о, скажем, интенсификации экономического взаимодействия, что было бы логичным в свете июньских и июльских заявлений тт. Цыбульского и Бездудного, вводить в его текст не стали. Оно и понятно – болтовня про «экономическую интеграцию» и поиски «региональной синергии» была призвана купировать массовое недовольство в НАО попытками запихать округ в область и изначально не предполагала никаких серьезных шагов.

В общем, вопрос с политическим объединением на ближайшую перспективу надежно похоронен, а теперь в том же направлении уходят и разговоры об «экономической интеграции». Дальше – все своим, давно привычным, чередом. До следующего политтехнологического пароксизма.
источник
2020 October 17
Капитан Арктика
Чибис обойдется без пиара


Как мы писали, 21-го октября в Мурманск нагрянет тов. Мишустин с рабочим визитом.

Поездка приурочена к подписанию акта о приемке ледокола «Арктика» – на его фоне грех не попиариться даже такой рейтинговой фигуре, как премьер.

Под премьерский визит тов. Чибис заготовил обширную программу. Но вынуждены тов. Чибиса разочаровать: у председателя правительства посчитали, что ровно одной двусторонней встречи тт. Мишустина и Чибиса будет достаточно, а все остальные «чибисовские» пункты был вычеркнуты из программы поездки.

В целом, получается так, что визит по сути монополизировал Атомфлот. Все мероприятия будут проходить на его базе, включая совещание с инвесторами под председательством тов. Козлова. Оно и логично – кто организовывал строительство ледокола, тот и снимает имиджевые сливки.
источник
2020 October 18
Капитан Арктика
Поговорим о безопасности?


Коллеги анонсировали конференцию на тему «Безопасность арктических рубежей: экология, история, образы будущего».

По мысли устроителей из РГО, на ней будут обсуждаться проблемы не только России, но и стран Арктического совета с вынесением конкретных предложений для этого международного органа. Новая площадка призвана оказать помощь властям и организациям в снижении градуса накаливания в отношениях между приарктическими государствами, чтобы сделать Арктику территорией диалога и взаимного сотрудничества, а не полем для сражений.

Дискуссия по таким вопросам – вещь очень важная. Тем более, что Капитан Арктика и сам говорит о том, что нам нужны новые смыслы для политики в высоких широтах. Поэтому возникла такая вот идея.

Предлагаем вам, коллеги, упомянутые в анонсе, кратко высказать свою позицию по одному или нескольким вопросам, которые вы считаете важными в контексте сохранения мира в Арктике, продвижения наших интересов, арктической политики России и т.д. С последующим взаимным кросс-постом. Начнем тем самым открытую дискуссию, вбросим свежие смыслы, возможно, обогатим чем-то родную ноосферу, так сказать. Что скажете?

Также хотелось бы пригласить к дискуссии коллег @papagaz  @lngchannel @gazmyaso @gruz0potok @greenserpent, не упомянутых в исходном посте. Возможно, вам тоже есть, что сказать на эту острую тему.

#арктикабезопасность
Telegram
⚔ СВАРЩИКИ
​​⚡️❄️🔥Вопросы безопасности и экологии в Арктике, а также истории Заполярья впервые обсудят на Международной научно-практической конференции, которая состоится в Мурманске 22-23 октября 2020 года под эгидой Мурманского областного отделения Русского географического общества (8-902-130-55-79)

Конференция "БЕЗОПАСНОСТЬ АРКТИЧЕСКИХ РУБЕЖЕЙ: ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО" уже привлекла огромное внимание российских и иностранных экспертов, представителей органов власти, политических партий, в том числе, зарубежных, международных некоммерческих организаций и научных учреждений. Впервые будут обсуждаться проблемы не только России, но и стран Арктического совета с вынесением конкретных предложений для этого международного органа. Новая площадка призвана оказать помощь властям и организациям в снижении градуса накаливания в отношениях между приарктическими государствами, чтобы сделать Арктику территорией диалога и взаимного сотрудничества, а не полем для сражений.

@dmitri_kiselev, @margaritasimonyan, @Sladkov_plus…
источник
2020 October 19
Капитан Арктика
…И Швеция тоже


Вдогонку к уже написанному.

Милитаризируются не только Норвегия и Финляндия. На очереди – еще один «нейтрал», Швеция.

В случае со Швецией все еще интереснее. Наряду с резким увеличением военного бюджета – на 40% сразу, до 10 миллиардов долларов, – там наметилось движение в сторону формального членства в НАТО. Тут уместно было бы высказать несколько тезисов.

Во-первых, не так чтобы это было особо новой идеей. В политическом мейнстриме Швеции эта мысль фигурирует уже давно – сказывается как антироссийская истерия, раскручиваемая в западном и скандинавском медиа-пространстве после 2014-го года под соусом борьбы с «российским ревизионизмом» (т.е. якобы имеющимся стремлением к пересмотру границ), так и прямая работа США по продавливанию подобных установок на уровне шведских элит. При этом в массе население (пока что) против, но системная обработка СМИ плюс «волевое решение» элит перешагнуть через мнение большинства вполне способны эту оппозицию нейтрализовать.

Во-вторых, Швеция уже фактически интегрирована в НАТО через различные гибридные форматы, столь любимые сердцу западных полисимейкеров. Как и такая же «нейтральная» Финляндия, она уже участвует в работе ряда натовских органов (в т.ч. ответственных за кибербезопасность), последовательно гармонизирует свои военные стандарты по натовским лекалам, задействована в натовской системе планирования, регулярно принимает участие в учениях альянса. В недавнем прошлом ей и Финляндии был предоставлен статус Friends with Benefits Enhanced Opportunities Partners – «партнёров с расширенными возможностями», что уже очень близко к членству и вполне может означать техническую возможность участия в военных действиях альянса против России.

В-третьих, ну НАТО и НАТО, но ведь есть и NORDEFCO (Nordic Defence Cooperation), Северное оборонительное сотрудничество – формат, объединяющий силы трёх стран, Швеции, Финляндии и натовской Норвегии. Предполагаемый противник у них – понятное дело, что мы, а предполагаемый союзник – все то же НАТО.

В общем, наблюдаем резкую милитаризацию Скандинавии, сочетаемую с усиливающейся структурной интеграцией двух формальных «нейтралов» в натовскую военную машину. Ситуация эта очень тревожна, и симметрично ответить нам на нее будет непросто. Но над этим ответом надо работать. Проблема НЕ рассосется сама.

#арктикабезопасность
Telegram
Капитан Арктика
Соседи по Арктике готовятся к драке


На западных рубежах российской Арктики неспокойно: дело идет к масштабной милитаризации региона.

Несмотря на вроде как прагматичную риторику и традиционные мантры о сотрудничестве, наши скандинавские соседи точат ножи. Недавно стало известно о том, что норвежское правительство и американцы работают над «модернизацией» договора о взаимопомощи в сфере обороны, заключенного в далеком 1950-м, в начале Холодной войны. В свое время этот договор позволил накачать небогатое (тогда) и маленькое (до сих пор) королевство достаточно современным оружием американского производства. Так, за время действия соглашения Норвегия условно-бесплатно получила 300 истребителей и 8 тыс. различных боевых машин. Кроме того, ей досталось вооружение и оборудование на общую сумму порядка 9 млрд долларов в ценах 1996 года, когда стороны проводили финальные (как тогда казалось) взаиморасчеты. И вот теперь, значит, новое, «модернизированное», соглашение.

О чем там говорится? Хотелось бы знать. Причем не…
источник
2020 October 20
Капитан Арктика
Как мы и анонсировали, начинаем публикацию тезисов по проблематике безопасности в Арктике.

#арктикабезопасность
Telegram
Капитан Арктика
Поговорим о безопасности?


Коллеги анонсировали конференцию на тему «Безопасность арктических рубежей: экология, история, образы будущего».

По мысли устроителей из РГО, на ней будут обсуждаться проблемы не только России, но и стран Арктического совета с вынесением конкретных предложений для этого международного органа. Новая площадка призвана оказать помощь властям и организациям в снижении градуса накаливания в отношениях между приарктическими государствами, чтобы сделать Арктику территорией диалога и взаимного сотрудничества, а не полем для сражений.

Дискуссия по таким вопросам – вещь очень важная. Тем более, что Капитан Арктика и сам говорит о том, что нам нужны новые смыслы для политики в высоких широтах. Поэтому возникла такая вот идея.

Предлагаем вам, коллеги, упомянутые в анонсе, кратко высказать свою позицию по одному или нескольким вопросам, которые вы считаете важными в контексте сохранения мира в Арктике, продвижения наших интересов, арктической политики России и т.д. С последующим взаимным кросс…
источник
Капитан Арктика
Безопасность в Арктике: региональный аспект


Мир стремительно регионализируется. Если 40 лет назад он был биполярным, а 20 лет назад – скорее однополярным, то теперь все отчетливее проступают контуры многополярного мира, характеризуемого наличием не только крупных центров экономического и военного могущества, но и влиятельных региональных игроков. И с этой реальностью нам также надо научиться жить.

Ключевое отличие новой ситуации от того, с чем мы привыкли иметь дело прежде, заключается в том, что регионы и региональные отношения приобретают давно утраченную ими самоценность. И теперь нам предстоит выйти из устоявшейся инерционной парадигмы «большой игры» с ограниченным числом участников а-ля «Россия, США, ЕС ± КНР» и рассмотреть свои пограничные регионы как самостоятельные поля, не обязательно следующие в русле отношений с ключевыми мировыми игроками.

Что изменилось в этом смысле в Арктике? Если в годы Холодной войны она воспринималась прежде всего как потенциальный, но при этом не первостепенный по важности ТВД, а в девяностые-нулевые – скорее, как наша внутренняя социально-экономическая проблема, то теперь мы имеем там сложный, перегруженный иностранными интересами регион, привлекающий всех и вся своими возможностями. В числе активных игроков там не только вездесущие США со своей агрессивной повесткой, которые никуда не делись, но и не менее настойчивый в продвижении своих интересов Китай, а также новый потенциальный центр силы – Скандинавия.

Простой пример. Кого в 1970-е в Кремле или Вашингтоне могла остро волновать позиция Норвегии по какому-либо вопросу? А сейчас эта небольшая страна является генератором внешнеполитических и экономических проблем на нашем Западном арктическом фланге. Она так выстроила свою политику, что Россия пошла на значительные территориальные уступки в Баренцевом море. Норвегия постепенно перехватывает Шпицберген, выдавливая остальных – и прежде всего Россию – с острова в нарушение международных обязательств. А финансируемые норвежцами «природоохранные» организации последовательно превращаются в рычаг давления на нас и нашу экономику.

«Нейтралы» – Финляндия и Швеция – тоже находятся на пути к более активной роли в регионе. Мы привыкли воспринимать их нейтралитет как данность, но уже сейчас он во многом носит сугубо формальный характер. По факту, это активно вооружающиеся и экономически устойчивые центры, способные в ближайшей перспективе потеснить нас в Арктике так же, как это уже (!) сделала Норвегия.

В этой ситуации апеллировать к США как привычному полюсу силы и «старшему» по отношению к скандинавам уже бессмысленно. И биполярная, и монополярная логика уже не работает.

В этом свете, нам нужна особая, отделенная от «глобальной», политика в регионе. Нам следует отойти от маргинального восприятия регионов, их проблем и перспектив. Наша внешняя политика и политика безопасности должны стать более диверсифицированными по региональному принципу. В целом, мы должны быть не только (и даже не столько) «планетарным», но и мультирегиональным игроком, выстраивающим позицию военной и экономической силы во всех наших регионах – параллельно с проведением своей игры в высшей лиге.

И прежде всего, разумеется, в Арктике, где у нас по-прежнему мало конкурентов и есть огромная фора, сформированная предыдущими столетиями присутствия и освоения.

#арктикабезопасность
источник
Капитан Арктика
🔻Телеграм-канал Капитан Арктика @caparctic первым опубликовал свои тезисы по проблематике безопасности в Арктике.

https://t.me/caparctic/1145

🔺Предлагаем и другим популярным телеграм-каналам (авторам, экспертам) выразить свое мнение по проблемам безопасности и экологии в северных широтах. Также приглашаем присоединиться к нашему флешмобу различные СМИ, как минимум для освещения точек зрения экспертов на своих ресурсах.

Напоминаем, что международная научно-практическая конференция «Безопасность арктических рубежей: экология, история, образы будущего» состоится уже скоро – 22-23 октября в г. Мурманске. Формат конференции – удалённый (через площадку Zoom), то есть практически любой эксперт и учёный может принять участие в данном мероприятии, находясь даже дома.
Telegram
Капитан Арктика
Безопасность в Арктике: региональный аспект


Мир стремительно регионализируется. Если 40 лет назад он был биполярным, а 20 лет назад – скорее однополярным, то теперь все отчетливее проступают контуры многополярного мира, характеризуемого наличием не только крупных центров экономического и военного могущества, но и влиятельных региональных игроков. И с этой реальностью нам также надо научиться жить.

Ключевое отличие новой ситуации от того, с чем мы привыкли иметь дело прежде, заключается в том, что регионы и региональные отношения приобретают давно утраченную ими самоценность. И теперь нам предстоит выйти из устоявшейся инерционной парадигмы «большой игры» с ограниченным числом участников а-ля «Россия, США, ЕС ± КНР» и рассмотреть свои пограничные регионы как самостоятельные поля, не обязательно следующие в русле отношений с ключевыми мировыми игроками.

Что изменилось в этом смысле в Арктике? Если в годы Холодной войны она воспринималась прежде всего как потенциальный, но при этом не первостепенный по важности…
источник
2020 October 21
Капитан Арктика
Продолжаем разговор на заданную тему. На этот раз — в части безопасности СМП и вопроса границ. В целом, в Арктике нам придется показать решимость, чтобы застолбить за собой акваторию СМП и дать понять, что мы ее не отдадим никому.

#арктикабезопасность
Telegram
Капитан Арктика
Поговорим о безопасности?


Коллеги анонсировали конференцию на тему «Безопасность арктических рубежей: экология, история, образы будущего».

По мысли устроителей из РГО, на ней будут обсуждаться проблемы не только России, но и стран Арктического совета с вынесением конкретных предложений для этого международного органа. Новая площадка призвана оказать помощь властям и организациям в снижении градуса накаливания в отношениях между приарктическими государствами, чтобы сделать Арктику территорией диалога и взаимного сотрудничества, а не полем для сражений.

Дискуссия по таким вопросам – вещь очень важная. Тем более, что Капитан Арктика и сам говорит о том, что нам нужны новые смыслы для политики в высоких широтах. Поэтому возникла такая вот идея.

Предлагаем вам, коллеги, упомянутые в анонсе, кратко высказать свою позицию по одному или нескольким вопросам, которые вы считаете важными в контексте сохранения мира в Арктике, продвижения наших интересов, арктической политики России и т.д. С последующим взаимным кросс…
источник
Капитан Арктика
Безопасность в Арктике: границы и СМП

Одной из ключевых проблем России в области безопасности за полярным кругом является вопрос нашей морской границы. Она имеет важное значение не только с военной точки зрения, но и в смысле обеспечения нормальной работы СМП – нашей ключевой северной транспортной артерии.

Напомним, наша граница уязвима в силу следующих причин. Исторически мы рассматривали все острова и всю водную гладь от крайних точек наших сухопутных границ до Северного полюса в качестве собственной территории. Однако в 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (КМП), которая отграничивает терводы 12 милями от берега. Таким образом РФ сама отказалась от своей прежней позиции по арктическим границам, потеряв право на эксклюзивный контроль за шельфом и выведя из национальной юрисдикции СМП там, где он пролегает вне 12-мильной полосы.

Вопрос с шельфом попытались частично отыграть, подав заявку в Комиссию ООН, которая может признать шельф нашим, основываясь на данных, подготовленных нашими исследователями. Однако, во-первых, это вопрос политический, и ООН способна «мотать» его годами, откладывая решение. А во-вторых, и это главное, даже «добро» со стороны ООН не позволит нам вернуть суверенитет над утраченными водными просторами – шельф все-таки не терводы.

И теперь мы находимся в уязвимом положении. Мы провозглашаем СМП «исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией России в Арктике» и устанавливаем там свои правила, но при этом сами же отказались от старых границ на международно-правовом уровне.

США уже открыто заявили, что будут проводить на СМП т.н. FONOP – «операцию по обеспечению свободы мореплавания», попытавшись зайти в как бы наши воды своими кораблями. А что если они будут не одни? Что если их поддержит НАТО или хотя бы Северный (скандинавский) пакт? Что если на СМП будет пытаться явочным порядком проникнуть наш нынешний ситуативный (но в перспективе опасный) партнер – КНР? Понятно, что хотя бы один подобный успешный проход военного судна, одна-единственная проводка «мирного каравана» чужими ледоколами установит прецедент. Который потом уже не «переиграть».

Нам необходимо думать над тем, как парировать этот вызов.

Во властной среде на данный момент широко обсуждается теория, которую мы бы обозначили как «разбавление угроз». В ее основе – тот подход, что мы должны не бороться с нашими агрессивными визави напрямую, а постоянно противопоставлять интересы разных сторон. Для этого предполагается открыть наши двери для тех, кем мы будем «уравновешивать» наших партнеров-конкурентов. В терминах данного видения, мы, словно искусные дзюдоисты, сможем уравновесить КНР с помощью США, США с помощью КНР, и всех их – с помощью политически «неопасных», но экономически сильных Японии, Индии, Южной Кореи и арабских инвесторов. Полагаем, что этот подход обладает большой «маркетинговой» привлекательностью для наших ЛПР, но имеет фатальные недостатки. Так, он не гарантирует нас от сговора сторон, которые, будучи соперниками, смогут сойтись по одному-двум вопросам, по которым и «продавят» наши позиции. Он превращает нас из субъекта в поле игры, обуславливая тем самым нашу объектность в Арктике. Он диверсифицирует зависимости, но не обеспечивает автоматически нашей независимости и свободы в принятии решений.

Одним из непростых, но все же возможных ответов на этот вызов стал бы выход из КМП либо одностороннее изъятие СЛО из-под действия Конвенции. Это неминуемо вызовет бурю возмущения и целый шквал критики, а также возможные санкции, но это вряд ли будет худшим сценарием из возможных. Данный подход позволит нам открыто вводить нужные нам режимы в нашей части СЛО, добиваясь их соблюдения. Этот шаг было бы целесообразно (но не обязательно) подкрепить договоренностями с другими арктическими странами. В практическом измерении, мы должны последовательно наращивать наш ледокольный потенциал, обеспечивая устойчивое военно-политическое, хозяйственное и инфраструктурное присутствие России за полярным кругом.

#арктикабезопасность
источник
Капитан Арктика
Сенаторская безответственность


Сенатор от Мурманска тов. Долгов не был допущен на встречу с тов. Мишустиным – у тов. Долгова выявлен «модный» коронавирус. Очевидно, в мишустинские антитела (а ведь он, как мы знаем, переболел этой заразой) у ответственных лиц веры не было.

Теперь вместо того, чтобы срочно самоизолироваться и не подвергать опасности окружающих, сенатор-разносчик пытается улететь в Москву самолетом.
источник
2020 October 22
Капитан Арктика
Контейнеры на СМП как сказка про белого бычка


Приехав в Мурманск отработать повестку с приёмкой ледокола «Арктика», тов. Мишустин провел совещание о развитии Северного морского пути.

Одной из тем обсуждения ожидаемо стал запуск регулярных контейнерных перевозок между Дальним Востоком и Петербургом по СМП. Засветиться с хайповым вопросом транзита прибыл лично тов. Беглов.

«Результатом использования Севморпути станет выгодная экономика морских перевозок, снизится себестоимость перевозимой продукции за счет уменьшения затрат на ее доставку», – рассказал он. По его словам, сейчас в Питере идет работа по созданию хаба, базирующегося на северную столицу.

Увы, главный вопрос всей этой истории с контейнерами и транзитом традиционно не был задан. А звучит он так: где взять обратную загрузку? Иными словами, где набрать грузы, которые пойдут в восточном направлении? Заметьте, чтобы линия получила хоть какой-то экономический смысл, обратная загрузка должна носить регулярный характер, а отправляемых на восток товаров должно быть достаточно для того, чтобы заполнить прибывшие из Азии контейнеры.

Ответа на этот вопрос как не было, так и нет. Поэтому все совещания на эту тему, как и раньше, остаются пустой говорильней.
источник
2020 October 23
Капитан Арктика
Безопасность в Арктике: пиар-аспект


И еще коротко о безопасности в Арктике. На этот раз – об информационном ее измерении.

Нам необходимо учитывать, что какую бы грамотную и правильную инициативу не предлагала Россия на международном уровне, мы всегда будем упираться в так называемый мейнстрим. А в мейнстриме сейчас о России можно говорить только плохо. И ни один политик и ни один эксперт не будет поддерживать или публично одобрять действия России, пока во всех СМИ на первых полосах «Путин отравил Навального» и «Россия опять вмешалась в выборы». Наши «партнеры» делают все для того, чтобы с нами просто неудобно было иметь дело. Даже если речь идет об общих интересах в арктическом регионе.

Нам нужно выстраивать рабочие механизмы для как минимум «разбавления» неблагоприятных для нас повесток, а еще лучше – активного им противодействия и нейтрализации. Для этого нужны прямые каналы выхода на западные аудитории, притом как «тяжелая артиллерия» типа RT (успешный в целом кейс, но этот механизм пока не всегда чувствителен к региональным повесткам), так и целые сетки, работающие на донесение наших мессиджей до населения арктических стран.

Да, сложно. Да, возможно, дорого (хотя и то, и другое – не факт). Но проигрыш – всегда дороже.

#арктикабезопасность
источник
Капитан Арктика
Мурманск: поможем конкуренту?


«Прекрасная» новость: родное государство проспонсирует турецкий бизнес в Арктике за счет налогоплательщиков.

Добавим к посту коллег только вот что.

Мы тут говорим о безопасности. Но эти разговоры так и останутся пустопорожним сотрясанием воздуха, если государство не начнет думать о безопасности в самом что ни на есть практическом смысле. Турция – это опасный конкурент на юге нашей страны, в ее, так сказать, подбрюшье. Сейчас эта страна находится на подъеме своего регионального влияния, подкрепленного военной силой и экономической мощью. Она, не стесняясь «условностями», бросает нам вызов в регионах нашего традиционного присутствия.

И если у нас не хватает политической воли противодействовать этому опасному конкуренту напрямую, мы хотя бы не должны спонсировать его, предоставляя льготные условия в АЗРФ и помогая заработать на нас миллиарды. Которые потом аукнутся нам в Сирии, Ливии, Закавказье, Черноморском бассейне и Крыму.

#арктикабезопасность
Telegram
Газ-Батюшка
Усилиями Трутнева и лоббистов из «Новатэка» турецкий бизнесмен сэкономит милиарды в Арктике.

Власти мурманской области  включили в список резидентов ТОР «Столица Арктики» компанию «Ренейссанс Арктик», дочку зарегистрированной в Голландии «РХИ СИАЙЭС Б.В». «Ренейссанс Арктик» была зарегистрирована в Мурманске в июне этого года лишь с одной целью - соответствовать требованиям ТОР.

Группа «Ренейссанс» с 2019 года строит для «Новатэка» в Мурманске гравитационные платформы будущих СПГ-заводов и технологические модули самих платформ. Согласно сайту компании действующие контракты ценой около $4 млрд истекают в 2026 и 2024 годах соответственно. За это время иностранный подрядчик «Новатэка» как резидент сэкономит несколько миллиардов рублей. Так компания будет освобождена от налога на имущество, земельного налога, и будет платить лишь по 5% налога на прибыль в период с 2020 по 2025, 7,6% страховых взносов. Фирма также получит возможность беспошлинного ввоза в РФ материалов и оборудования и льготы по НДС. Также теперь…
источник
2020 October 24
Капитан Арктика
Наша идея в Арктике: диверсифицированное развитие и комфорт


Итак, пришла пора подвести итоги опроса в отношении центральной идеи нашего присутствия в Арктике.

Сразу отметим любопытный нюанс: абсолютного большинства нет ни за одним из предложенных вариантов, и при этом практически у всех пунктов нашлись представительные группы сторонников.

Начнем с лидера. На первом месте – широкий подход, ориентированный на диверсифицированное развитие, который разделяют 25% участников опроса. Для них Арктика – это и развитие, и грузотранзит, и культура, и инфраструктура, и достойная жизнь. Но вот чего бы эта категория респондентов не хотела, так это бесконечной «дойки» АЗРФ и воплощения модели «нефть (газ) в обмен на ничего». Для сравнения, всего того же самого, но с продолжением массированной эксплуатации ресурсов Заполярья, желает вдвое меньшее количество участников – 12%.

Заметная группа проголосовавших (16%) хотела бы скорейшего претворения в жизнь наших многочисленных планов по грузовому транзиту через арктические акватории.

Внушительная часть наших читателей – 22% – видит Арктику прежде всего как место для жизни. Это важный звонок: люди устали от бесконечных бравурных рапортов на тему «новых проектов» и «освоения» (которое, по существу, в большинстве случаев представляет собой банальное воплощение схемы «качай и вези»). Людям нужны обычные человеческие радости и просто приличное качество жизни – не хуже, чем у других. А вот этой самой выкачки ресурсов в чистом виде хотят относительно немногие – всего 7% опрошенных.

Пункт «Арктика как часть национальной идеи» привлек 9% респондентов. Это, кстати говоря, тоже немало, принимая во внимание большую абстрактность данного тезиса.

Действовать в Арктике ситуативно, отринув идеи, предлагает 5% респондентов, а 2% считает, что нам не нужно вообще ничего из предложенного в опросе.

В аутсайдерах – вопросы культурного лидерства и КМНС. Эта тематика, активно выпячиваемая в западном мейнстриме и сверхпредставленная в медиаполе прочих арктических стран, продолжает находиться вне поля зрения и внимания наших сограждан.

Спасибо всем, кто принял в участие в голосовании и тем, кто давал ссылки на этот опрос!
источник
2020 October 26
Капитан Арктика
Лавна: потеря смысла


Из Мурманска приходят нерадостные вести: широко распиаренный проект угольного терминала «Лавна» буксует.

Как мы помним, курс на строительство терминала мощностью 18 млн тонн в рамках развития Мурманского транспортного узла был взят в 2012 году. К 2018 году Росморречпорт и подписали оператор проекта (МТП «Лавна») подписали концессию, к 2019-му – оформился основной состав акционеров. За все эти годы государство вкатило в проект 32 млрд рублей, инвесторы – 15 млрд.

Однако ситуация в мире внесла свои коррективы. В этом году «полетели» цены на нефть, потянув за собой остальные энергоносители. А в ЕС уже не первое время идет работа по декарбонизации и переходу на менее грязные виды топлива, к каковым уголь, мягко говоря, не относится. Итог: терминал, по факту, не нужен уже по состоянию «на сейчас». Грузоотправители, которые должны были подписать обязывающие соглашения о загрузке терминала, так и не сделали этого – а зачем, если экономического смысла нет?

Что с этим теперь делать – не ясно. Достраивать под перевозки того же угля в ЮВА? Так цены хорошей не получится, нет рентабельности. Переделать терминал «на ходу» под белорусские удобрения (рассматривается и такой вариант)? А будет ли РБ с нами работать к моменту достройки, не развернет ли по каким-либо причинам поток удобрений обратно на прибалтийские порты? На эти вопросы ответа пока нет. А вот деньги уже потрачены, это да.

Отметим два аспекта.

Первый. Очень типичная для системы нашего бизнеса и государства ситуация. Раскачивались полторы пятилетки, а пока это происходило – поезд (в смысле, экономика проекта) ушел, будущее терминала под вопросом. И хочется спросить: а где перспективное мышление, где попытка просчитать ситуацию хотя бы на шаг вперед, ведь та же декарбонизация началась не вчера? Где оперативность работы всех участников процесса, которая помогла бы запустить проект в короткие сроки и, соответственно, окупить его?

Второй. Любопытная история получается. Мы последовательно критикуем принятую у нас, с позволения сказать, модель освоения Арктики, которую можно обозначить как «качай и вези». Отходить от нее не спешат – это «не выгодно» ни мейджорам, ни их гослоббистам. Однако сделать это все равно придется – только не по доброй воле и трезвому расчету, а под давлением объективных обстоятельств. Однако есть одно «но»: это произойдет с потерей драгоценного времени и ресурсов.
источник
Капитан Арктика
АЗРФ: стратегия есть


Президент сегодня подписал указ, которым утвердил стратегию развития и обеспечения нацбезопасности в АЗРФ до 2035 года.

Надо сказать, что «кирпич» стратегии был готов в общих чертах уже в прошлом году: постарались Миндаль и примкнувшие к нему общественники из ПОРЫ. Но потом проекту пришлось помотаться по министерствам, и мытарства эти заняли почти год. В итоге на ровном месте получился эталонный бюрократический долгострой.

Но как бы то ни было, документ есть, и нам с ним в Арктике жить последующие полтора десятилетия.
Telegram
Экспертный центр «ПОРА»
Арктика сегодня: Стратегия утверждена!

Президент России Владимир Путин сегодня утвердил Стратегию развития Арктики до 2035 года. Важнейшее решение для развития российской Арктики в канун председательства в Арктическом совете.
Центральное место в стратегии занимают люди, которые живут и работают в Арктике. Основные цели России в Арктике до 2035 года:

1) устойчивый рост численности населения,
2) создание 200 тысяч новых рабочих мест,
3) увеличение инвестиций в охрану окружающей среды, исследования и разработки,
4) наращивание объема производства СПГ до 91 млн тонн, а долю добычи нефти - в 1,5 раза,
5) увеличение объема грузоперевозок по СМП до 130 млн тонн.

Разработкой документа занималось Минвостокразвития. ЭЦ «ПОРА» был выбран для обсуждения предложений. За два месяца работы онлайн-платформы мы собрали больше 650 идей. Стратегия содержит механизмы по развитию арктических регионов. Мы поздравляем Минвостокразвития и благодарим за сотрудничество.

ПОРА вместе развивать Арктику!

Александр Стоцкий
источник
2020 October 27
Капитан Арктика
Новая стратегия. Международные вопросы


Как и ожидалось, новый стратегический документ по Арктике оказался более предметным в части международных отношений, чем его предшественник. Тем интереснее об этом поговорить.

Сразу следует отметить появление в тексте стратегии нового (для российской внешней политики) термина – «многовекторность». Ст. 16, п. «а» предусматривает «осуществление многовекторной внешнеполитической деятельности, направленной на сохранение Арктики как территории мира, стабильности и сотрудничества». Надо сказать, это достаточно токсичный термин, как бы отсылающий читателя к печально известным «наработкам» стран-лимитрофов, окружающих Россию: многие из них продвигали пресловутую «многовекторность» как способ лавирования между Москвой и Вашингтоном, Брюсселем и/или Пекином. А тут стало быть, уже Россия видит себя как сторона, лавирующая между западными игроками и КНР. Не сглазить бы?

Любопытным образом поменялся текст пункта о Шпицбергене. Если раньше он предусматривал обеспечение «присутствия... на норвежском архипелаге Шпицберген», то теперь – обеспечение присутствия «на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией» и другими участниками Парижского договора. То есть суверенитет Норвегии мы как бы мягко ставим под вопрос. Дипломаты и стратеги любят нюансы; надеемся, новые формулировки порадуют норвежских коллег.

Добавился (вполне логично) пункт об активизации Арктического совета и его использовании для продвижения российских повесток на период российского председательства в нем. Расширился круг вопросов, по которым регионам АЗРФ можно будет вступать в сношения с иностранными регионами – теперь это достаточно широкая область экономического и гуманитарного сотрудничества, тогда как раньше все ограничивалось обменом опытом в области разработки климатической и энергетической политики.

Наши решили раскручивать тему коренного населения Арктики, содействуя укреплению связей между ними, в том числе по молодежной и образовательной линии. Вопрос этот достаточно скользкий, и надо сказать, что тут у нас будет ненулевой риск поскользнуться. Впрочем, эту тему и без того педалируют на Западе, поэтому, коль скоро «отсидеться» не выйдет, можно попытаться повысить ставки и перехватить инициативу. Что уж там получится – посмотрим.

Еще одна новелла – шаги по выстраиванию «мягкой силы» РФ в высоких широтах. В принципе, вопрос КМНС из этой же серии, но дело им не ограничивается. Помимо диалога в сфере образования и науки, взят курс на создание многоязычного интернет-ресурса, посвященного деятельности России в Арктике. А вот это уже интересно: мы давно говорим о том, что международные арктические повестки задаются не нами в том числе и потому, что у нас нет прямого выхода на западные аудитории. Теперь такой канал должен появиться. Хотя, с другой стороны, зачем в стратегии, высокоуровневом документе, определяющем нашу политику до 2035 года, такая мелочная конкретика: «а давайте сделаем сайт!» Вполне можно было не ограничивать себя одиноким веб-ресурсом, а дать широкую заявку на усиление присутствия в медиаполе прочих полярных стран – причем не только в сети, но и всеми доступными способами.

В целом, впечатления смешанные. Есть интересные новые установки, есть и вещи, вызывающие недоумение. Впрочем, как говорится, практика – критерий истины. Она все по местам и расставит.
источник