#утренняяреплика
Последние цифры о проникновении сервиса Apple Pay говорят о том, что развивается он где угодно, только не в США. Лишь 15% пользователей приходится на американский рынок, а остальные 85% рассредоточены по остальным 23 странам, где запущен платежный сервис Apple. Точнее, это страны, где граждане могут зарегистрироваться и привязать банковскую карту, так то оплачивать покупки бесконтактным способом можно на любом терминале с поддержкой PayPass и PayWave.
Возможно, стоит объяснить, почему Apple Pay (как и Android Pay, и другие всевозможные Pay) не являются платежной системой. Дело в том, что сама механика оплаты мобильным устройством состоит из трех частей. Первая – это POS-терминал. Он должен поддерживать бесконтактную оплату. В России это не проблема, после последнего закона об онлайн-кассах, да и благодаря активной деятельности банков и платежных систем, практически все терминалы в крупных городах бесконтакт поддерживают. А вот за рубежом часто это становится тем самым слабым звеном.
В США обновление POS-терминалов идет очень вяло, что понятно – относительно недавно бизнес закупил POS-терминалы для чиповых кредитных карт, а теперь вот нужно снова обновлять. Бизнес-смысла в этом нет, речь только об удобстве покупателей. Но наличие возможности оплатить покупки бесконтактным способом, будь то банковская карта или смартфон, еще долгое время не будет тем самым фактором, который способен повлиять на решение о покупке.
Вторая часть истории – это платежные системы. MasterCard работает с Apple и Google, Visa – с Samsung. Но для пользователя это большой роли не играет, все банки могут сегодня выпустить карту любой платежной системы. POS-терминалы также не являются проблемой, если они принимают бесконтактные платежи, то принимают и PayPass (MasterCard), и PayWave (Visa).
А вот Apple Pay и аналогичные сервисы – это уже верхушка айсберга. После того, как MasterCard (а за ним и Visa) реализовала механизм эмуляции банковской бесконтактной карты на стороне смартфона, то, в связке с NFC, это позволило смартфона притворяться соответствующей (привязанной) банковской картой. К слову, еще до Apple/Android Pay мобильный кошелек реализовала в России дочерняя компания i-Free. Они до сих пор живы, работают под брендом «Кошелек» и пытаются привлечь аудитории. Но, как и в других случаях, конкурировать с нативными сервисами, доступными на смартфоне с первого же его включения, это борьба с ветряными мельницами.
Мобильные кошельки – крайне аддиктивная вещь. К ним привыкаешь очень быстро, и со временем можно обнаружить, что ходишь без привычного кошелька. А зачем, если даже в мелком магазине принимают бесконтактные средства оплаты? Однако, вряд ли у альтернативных Apple/Android Pay сервисов есть хоть какое-то будущее. И не исключено, что в обозримом будущем светлые умы в Европарламенте посчитают, что Google и Apple ограничивают конкуренцию и заставят в iOS и Android выбирать не только поисковую систему из списка альтернативных, но и платежный сервис. Что выглядит уже совсем дико.
Так что «Кошельку» надо лишь продержаться несколько лет, а там, глядишь, можно будет попытаться повторить путь «Яндекса». Правда, очень вряд ли к этому времени найдется хоть кто-то, кто в здравом уме и сознании переключит привычный ему сервис от Google или Apple на нечто странное, пусть и отечественное. Дураков, знаете ли, с каждым годом становится все меньше. Ветераны мобильного мошенничества вам подтвердят.