#утренняяреплика
Депутат от ЛДПР Борис Чернышов предложил министру просвещения запретить школьникам приносить в учебные учреждения мобильные устройства стоимостью выше пяти тысяч рублей. Инициатива вызвала шквал обсуждений и, что более важно для депутата Чернышова, публикаций в прессе. Предыдущий его заход с инициативой ввести в России официальный День отца, когда мужчинам полагается бесплатный проезд в общественном транспорте, такого эффекта не имел. И тем не менее, в этот раз поговорить есть о чем.
Травля в школе – вещь обыденная. Кому-то в детстве повезло избежать этого явления, кто-то и вовсе с ним не сталкивался. Но проблема существует, и борются с ней по-разному. Например, через ввод общей ученической формы или дресс-кода. Но что делать с мобильными устройствами, которые в прокрустово ложе уложить не получится. Вряд ли кто-то отправит ребенка в школу в подержанном тряпье, а вот со стареньким iPhone – запросто. И по статусу среди одноклассников он может оказаться выше, чем какой-то мальчик, одетый в неприметный, но ладно сидящий на нем костюмчик от Hugo Boss, но с «позорным» Android-смартфоном.
Резко негативная реакция общественности тоже понятна. Еще свежи истории про специально разработанный для школ электронный учебник, то ли планшет, то ли ридер. В 2015 году Чемезов, возглавлявший «Ростех», показал Владимиру Путину прототип такого учебника на базе планшета YotaPad. Похоже, Чемезов и Путин стали единственными, кто увидел этот планшет, но это не помешало «Ростеху» стать оператором проекта «Электронный учебник». В 2017 году школьникам Санкт-Петербурга раздали наконец-то первую партию таких учебников, это очень странное устройство с двумя экранами, разработанное Национальным центром электронного образования. Правда, чуть позже выяснилось, что под видом собственной разработки НЦЭО выдал устройства enTourage eDGe, разработанные и произведенные еще в 2012 году (и успешно списанные из американских школ).
Конечно, такой шлейф накладывает отпечаток на любые инициативы, связанные с электронными устройствами. Инициатива депутата Чернышова немедленно была интерпретирована как создание некоего «школьного смартфона», который должен стать единственным разрешенным для школьников устройством. На самом деле Чернышов вообще ничего не говорил о каком-то устройство и тому подобных вещах, он просто ляпнул глупость, получил упоминания в СМИ и залег на дно в Думме.
Сама идея о введении дополнительных регламентов использования мобильных устройств в школе имеет определенный смысл. В случае с электронными учебниками очевидно, что перевод их в электронную форму значительно экономит деньги и родителям, и школам. Однако, экономит лишь в том случае, если их не заставляют покупать конкретное устройство, разработанное конкретным производителем. Учебник – это не мобильная игра, ресурсов у устройства он практически не требует, и, как следствие, одинаково может работать на планшете хоть за 30, хоть за 3 тысячи рублей. Хоть на iOS, хоть на Android. Все в плюсе, кроме «Ростеха» и издательства «Просвещение», привыкших жить на «эксклюзиве».
Мы провели несколько опросов читателей канала.
Вчера мы спросили, стоит ли вводить ограничения по стоимости мобильных устройств для школьников. Мнения разделились практически поровну: 54% против этой коммунистической идеи, 46% поддерживают инструмент, который снизит накал неравенства между школьниками. Второй опрос был проведен гораздо раньше, сразу после новости о том, что «Просвещение» было готово изменить «Ростеху» с Samsung и предложить «электронный учебник» на базе корейского планшета. Тогда
88% читателей выразили желание самостоятельно выбирать устройство и лишь 6% поддержали идею с единственным утвержденным для использования в школах планшетом.
На фоне этого в некоторых школах уже существуют жесткие регламенты – и по одежде, и по устройствам, и по другим параметрам. Но когда речь заходит об «элитных» заведениях, голосовавшие вчера против ограничений с радостью подписываются под ними. Такой вот дуализм.