#утренняяреплика
Говорят, третью мировую войну мир не переживет. Хотя бы в силу того, что оружие судного дня сегодня есть у слишком многих, никто не знает, у кого первым дрогнет рука и что станет причиной нажатия на кнопку. Известно лишь, что это будет спонтанное решение, принятое на эмоциях, которые сложно будет понять всем остальным. Именно это произошло 14 августа, когда МТС начал подключать абонентов на новый тариф с безлимитным интернетом. Конечно, остальные операторы имели в своих арсеналах аналогичное оружие, которое не замедлили пустить вход. И вот, прошло две недели. По большому счету на рынке уже выжженная земля. Все только и говорят, что о безлимитах. Особо хитрые нашли способ обойти ограничения и хвастаются выкачанными террабайтами данных. Но что послужило причиной войны на уничтожение прибыли и почему безлимитный интернет не выгоден ни абонентам, ни рынку? Давайте разбираться.
МТС в последние кварталы судорожно выправляет свою отчетность, руководствуясь лишь одним принципом – ни в коем случае не пропустить вперед конкурентов. Они и так уже обгоняли по тем или иным показателям МТС, но остается один важный (и абсолютно бессмысленный с точки зрения бизнеса) бастион в ключевых показателях – абонентская база. Именно ее величина позволяет МТС до сих пор использовать формулировки «крупнейший», «лидер» и другие превосходные степени. Но база абонентов – вещь довольно лукавая. Накачать ее несложно, достаточно использовать стандартные схемы по раздаче SIM-карт и дарить их в салонах при покупке чего угодно. Пришли за чехлом? Вот вам SIM-карта в подарок.
Но есть у этой схемы серьезный изъян. Пока накачивается мертвыми душами номинальная база, реальные клиенты уходят к другим операторам. Почему? Потому что у них более понятные и прозрачные тарифы, потому что у них не вводятся плата за услуги, которые раньше были бесплатными, потому что у них интернет быстрее, наконец. Видимо, по итогам второго квартала отток абонентов МТС был настолько суровым, что в компании приняли решение таки нажать ту самую кнопку. Let’s the show begins.
И шоу началось. Совсем в стиле МТС. Первая информация о безлимитном тарифе появилась рано утром, и в ней было зафиксировано ограничение трафика на максимальной скорости до 30 гигабайт. Шум, включая и на нашем канале, поднялся нешуточный, и МТС очень быстро заменил оферту на своем сайте, убрав это ограничение. Вообще за тот день оферта (официальное описание тарифа) на сайте МТС менялась чуть ли не пять раз (если верить зоркому глазу Сережи Потресова). Но даже в итоговой версии тариф вызывал вопросы.
Безлимитный интернет МТС работает только дома и только на смартфонах. В поездках по России МТС дает только 500 мегабайт в сутки, хотя «МегаФон» разрешает пользоваться квотой трафика, предусмотренной собственно тарифом, к которому подключен безлимит. У того же «Билайна» - по всей России и, в том числе, на планшетах. Да и цена у МТС получилась выше, чем у остальных. Куда не плюнь, а попадешь в косячище «Тарифища».
Но самое страшное, конечно, не в том, что у МТС корявые условия. Они и «Безлимитище» лимитным делали, и крохоборствовали, снимая по 5-10 рублей в сутки за странные услуги. Им не привыкать. Что куда важнее – это общее влияние на рынок. А рынок теперь пойдет вниз. Почти треть новых подключений в салонах МТС сейчас приходится на «Тарифище», и это вовсе не те абоненты, которые раньше тратили 200 рублей (а теперь, как мечтает МТС, будут тратить 650). Это те, кто раньше тратил 800-900 рублей. Проседание ARPU самых маржинальных клиентов на треть – вот, что ждет оператора в будущем. А ведь в этом будущем наряду с проседанием доходов операторов ждет, подмигивая, Яровая и прочие «SIM-карты с шифрованием», 5G и расходы на лицензии. Ну и Жаров готов поддать жару.
Война на уничтожение рынка началась. И, похоже, это просто последнее адьё господина Евтушенкова: «не доставайся же этот рынок никому».