#утренняяреплика
Сегодня состоится презентация Apple, но реплику мы решили посвятить не новым iPhone, а тревожной тенденции в стане экспертов по мобильным и другим гаджетам. Многие обозреватели стали сетовать на то, что срок жизни современных потребительских устройств становится все короче, а их качество с каждым годом все ухудшается. В результате появились версии, объясняющих такое положение дел. А когда есть версии, то, разумеется, появляются и последователи, естественным путем разбегающиеся по противоположным лагерям.
Вот самые популярные версии.
Есть мнение, что электроника стала слишком сложной, а технологические процессы её производства очень тонкими. В совокупности эти факторы серьёзно влияют на снижение надёжности продукции. К негативным факторам иногда добавляют и вмешательство маркетологов, которые в погоне за собственными целями могут игнорировать технические проблемы. Они всегда возникают, если в производственный процесс вмешиваются неквалифицированные люди.
Другая точка зрения исходит из того, что технологические процессы становятся все более совершенными и зрелыми, что даёт возможность производителям ловко манипулировать надёжностью и сроком службы выпускаемых новинок. Это отсылает нас к известной рыночной стратегии «планируемое устаревание». Хрестоматийным примером такой стратегии является сговор производителей электрических ламп в 20-30-е годы прошлого века (картель Phoebus), которые договорились ограничить срок службы ламп одной тысячей часов. К примеру, сегодня такой же тактики придерживаются автомобильные концерны.
Стратегия «планируемого устаревания» используется некоторыми производителями (в частности, мы писали об аксессуарах Apple), но далеко не всеми. Это крайне рискованный путь, ведь в случае досрочного выхода устройства из строя есть высокая вероятность, что потребитель за новым товаром обратится уже к другому бренду.
А что на самом деле?
В реальности чаще встречается подход, который ближе к естественному отбору, чем к какому-то заговору. Например, если производитель знает, что техническое решение снизит надёжность, но позволит выпустить продукт на рынок раньше или даст ему некоторое маркетинговое преимущество, то такое решение может закрепиться в арсенале разработчиков на постоянной основе. Когда накапливается критическая масса таких решений, пользователи замечают резкое падение срока службы и общее снижение качества. А это может послужить серьезным кризисом для бренда.
Немалую роль играет и активность самих потребителей. Двадцать лет назад пульт от телевизора обычно лежал в засаленном полиэтиленовом пакетике, хотя пользовались им не в пример менее интенсивно, чем современными гаджетами. Сегодня есть те, кто покупает смартфон за тысячу евро, но не берет к нему чехол за сумму на два порядка меньшую. Хотя смартфоном пользуются, наверное, больше, чем каким-либо другим устройством вообще. В результате, смартфон падает, стекло трескается, а потребитель начинает вспоминать о Nokia 3310 и о том, что раньше гаджеты не ломались.
Истина, как это часто бывает, лежит посередине. Если придерживаться одного из популярных подходов, то куда логичнее делать надёжные гаджеты, а зарабатывать на аксессуарах и/или обслуживании. Переход с традиционного разъема 3,5 мм на беспроводные наушники можно считать хорошим примером. Раньше производители делали уязвимым место соединения кабеля наушников со штекером. Теперь их союзником стала деградация батарей в беспроводных наушниках. И в том, и в другом случае потребитель пойдет покупать новые наушники. А на аксессуарах норма прибыли не в пример выше, чем на смартфоне. Бывает и так, что на продаже кабеля производитель зарабатывает больше, чем на продаже смартфона.
Все это не отменяет простейших методов увеличения жизни гаджета. Просто надо быть аккуратнее. Посмотрите на автолюбителей – кто-то в полном соответствии с навязанной производителем мантрой «машину надо менять каждые 3 года» меняет автомобили как перчатки, а кто-то так ухаживает за автомобилем, что тот и через 10 лет как новый.