#утренняяреплика
«МегаФон» объявил себя первым оператором интернета вещей. Аргумент прост, именно он предложил комплексный
тариф «Интернет вещей», подключить к нему можно как простую, так и термоустойчивую SIM-карту. Если есть желание, можно электронную подключить, правда, не совсем ясно, как ее будут программировать. Но опция имеется. И, судя по пресс-релизу, этот тариф разработан специально под NB-IoT.
Возникает справедливый вопрос – справедливо ли считать «МегаФон» первым оператором интернета вещей? Попробуем разобраться. Тем более нас сложно заподозрить в больших симпатиях к этой компании.
Когда оператор становится оператором? Тут все достаточно просто. Помимо первичных операционных признаков, например, лицензии и сети, требуется что-то большее. Например, МТС недавно объявил о строительстве своей сети NB-IoT. Отлично, но сеть эта эфемерна, чтобы развернуть NB-IoT достаточно активировать соответствующие опции на базовых станциях и создать дополнительное ядро, что не так уж и сложно. Куда труднее найти клиентов, и вот тут у всех участников рынка возникают большие проблемы.
Сам по себе интернет вещей не является чем-то новым. По большому счету это лишь трансформация уже существующих у всех операторов платформ m2m. В свое время лидером рынка m2m был «Билайн», не в последнюю очередь благодаря платформе Jasper. Сегодня так получилось, что вперед выходит «МегаФон». И не за счет того, что он построил сеть (как говорилось выше – это не сложно, ибо сеть NB-IoT не то же самое, что сеть LTE, это лишь программная надстройка на уже существующую сеть).
Оператор лишь тогда становится оператором, когда у него появляются клиенты и тарифы.
Только так, только вместе. Под конкретного клиента, особенно с достаточным бюджетом на реализацию своих идей и задач, можно даже новую сеть построить хоть в чистом поле. Но это будет единичное, не масштабируемое решение. И у компании может быть сколько угодно таких клиентов, оператором она не станет. Интегратором – возможно.
Тарифы – это тот самый Рубикон, который нужно пройти компании чтобы стать оператором. Тарифы – это правила игры, которые устанавливаются для всех, кто может и хотел бы воспользоваться услугами, но не может рассчитать свой кейс. Одно дело, когда связь – основа бизнеса, другое дело, когда без нее, в принципе, можно обойтись, но она является залогом эффективности. И вот тут в дело вступают тарифы. Это открытые метрики, по которым можно рассчитать затраты и сравнить поставщиков. Когда вы приходите в магазин, вам хотелось бы иметь возможность самостоятельного выбора, пусть рядом и будет бегать консультант, настойчиво предлагающий помощь.
Раздражение может вызывать то, как оператор продвигает тарифы. Тот же тариф «Интернет вещей» оператора «МегаФон» позиционируется как тариф для сети NB-IoT, но об этой технологии в официальной оферте нет ни одного упоминания. Обычный m2m-тариф, завернутый в новую упаковку. Но, наверное, в этом и состоит смысл IoT – старые сервисы, позиционирующиеся по-новому.
Только вот что тогда делать с МТС, который свой аналогичный тариф для интернета вещей
выкатил еще в августе? Ведь если следовать описанной выше логике, именно МТС может называть себя «первым». Или нет?