
Презентация Apple завершилась, все очевидные выводы уже озвучены аналитиками, поэтому мы, как обычно, обратим ваше внимание на некоторые неочевидные.
Во-первых, компания все больше ориентируется на рынок Азии, прежде всего Китая. Об этом говорит время презентации, которая состоялась утром, чего ранее практически никогда не случалось. Сделано это было для того, чтобы в Юго-Восточной Азии могли посмотреть эту трансляцию вечером. Кроме того, Apple потратила существенные деньги на продвижение презентации в соцсетях и контекстную рекламу. Вероятно, компания уже не может игнорировать падение интереса к таким событиям и вынуждена банально покупать трафик. Впрочем, то, что китайский рынок крайне важен для Apple, не является новостью. Ради китайцев американский гигант даже отказался от своего имени. Буквально: исчезновение слова «Apple» из логотипа связанно с тем, что азиатские клиенты не очень хорошо воспринимают латинские буквы; это можно сравнить с тем, как большинство из нас видит иероглифы.
Во-вторых, отчётливо видно замедление реального прогресса в части железа. Слова со сцены том, как все стало лучше и быстрее мы оставим маркетологам, а причины по которым новые iPad будут сравнивать с ноутбуками на базе Intel Core мы разобрали ещё за пару недель до презентации (и оказались совершенно правы). Но если посмотреть на ситуацию трезвым взглядом, то станет понятно, что с технической точки зрения у компании очень небольшой запас прочности на будущее. Поэтому акцент смещён на память: её ставится очень мало, а цены, мягко говоря, неадекватные.
Судите сами — новый iPad Pro 11 оснащён 4 Гб оперативной памяти (так же как модель полуторагодовалой давности), а 6Гб доступно только в топовой модели с хранилищем на 1Тб (цена на которую начинается со скромной отметки в 120 тыс руб). Новые MacBook Air в стартовой конфигурации поставляются с неприличным для 2018 года диском на 128Гб, за дополнительные 128Гб нужно заплатить от $200. И хотя скальпель iFixit еще не коснулся новых моделей Air, можно быть уверенным, что за такие деньги вы не увидите там ни Intel Optane, ни топовых моделей Samsung. Обычная TLC или даже QLC память + среднебюджетный контроллер, это максимум чего можно ожидать. Причина такого подхода проста — через пару лет можно будет просто добавить дешёвой памяти и это обеспечит спрос. Даже если реальная производительность практически не изменится (или даже станет хуже в следствие смены архитектуры процессоров), объем памяти это то, чем всегда можно мотивировать людей обновлять железо. Особенно если эта память намертво припаяна и для надёжности залита экологичным клеем. В крайнем случае вы всегда можете выпустить объёмное обновление ОС, которое явно даст понять пользователям: пора доставать кошелёк.
В-третьих, многие шаги компании логичны, если смотреть на них с точки зрения смены рыночной концепции. Рынок переходит к модели продажи подписок, о причинах этого явления мы ещё поговорим отдельно. Успешные сервисы с платной подпиской есть у Google, Amazon, Microsoft, Adobe и многих других. У Apple же все та же торговля памятью через iCloud и стриминговый Music, перспективы которого не так радужны, как может показаться. Под этим углом маркетинговая концепция становится понятной. Вместо платежей по подписке — тонкие, хрупкие и совершенно неремонтопригодные устройства. Это объясняет и заградительные цены на ремонт для тех, кто не купил подписку на AppleCare/AppleCare Plus: к примеру, замена экрана в новом iPad будет стоить вам от $500. Но достаточно купить подписку и ремонт обойдётся вам в $50.
Это значит, что, скорее всего, мы увидим дальнейшие шаги по борьбе с неофициальными сервисными центрами. Разумеется, такие действия будут объяснены защитой интересов пользователей и борьбой за их безопасность. Ну, разве когда-то было иначе?