
С сегодняшнего дня в России начинает работать система банковских переводов по номеру телефона. Центробанк установил нулевую комиссию для таких переводов, она будет действовать по крайне мере до лета. Впрочем, банки-участники системы вполне могут продлить бесплатный период на неограниченное время. Ведь не берете «Тинькофф Банк» комиссию за перевод денег на карты других банков в определенных пределах, ничто не мешает расширить применение этой нормы и на новую систему.
В системе на старте участвует дюжина банков, включая действительно крупные «Газпромбанк», ВТБ, «Альфа-банк» и «Промсвязьбанк». Нет в этом списке лишь «Сбербанка», руководитель которого Герман Греф не собирается участвовать в системе переводов по номеру телефона добровольно, и подключится только, если Центробанк сделает участие это обязательным. Герман Греф считает это «лишним шагом».
В последнее время в адекватности Грефа как руководителя и визионера засомневались даже самые закоренелые поклонники этого персонажа. Хотя ничего сверхъестественного не произошло, просто притворяться адекватным и прогрессивным можно год, два, три, но больше десяти лет – невозможно. За годы мудрого руководства Грефа «Сбербанк» действительно технологически перешел на новый уровень – запущены новые сервисы, модернизированы отделения, а сколько было установлено банкоматов даже страшно себе представить. Но вместе с этим «Сбербанк» превратился в нечто подобное «Ростелекому» - неповоротливая махина, разбрасывающаяся деньгами как пьяный барин в толпе веселого цыган.
Монополией вообще быть крайне выгодно. Да, иногда приходится «помогать» тем, кто доверил тебе эту монополию. Например, становится генеральным спонсором какого-то невнятного события. Но это все мелочи. Сложно себе представить, что кто-то в здравом уме и по собственному желанию откроет счет в «Сбербанке». Всегда – всегда – есть причины, не связанные со свободной конкуренцией. Вот и приходится мириться с тем, что в любой момент деньги на ваших счетах будут заморожены или вовсе похищены благодаря бесконечным брешам в безопасности.
А что Герман Греф? Может быть, его инициативы по внедрению новых технологий приносят должный эффект? Нет. Вот буквально на днях он на голубом глазу заявил, что «Сбербанк» потерял из-за технологий искусственного интеллекта миллиарды рублей. Для Германа это, конечно, копейки, ведь восполнить потери очень легко, когда у тебя даже за перевод внутри банка взимаются комиссии. Если кто-то подзабыл, то напомним, что однажды в светлую голову Грефа пришло внедрить роботизированную оценку рисков на системе внутренних переводов средств. В результате чуть ли не каждый второй платеж расценивался системой как пособничество терроризму, счета немедленно замораживались, а клиентам приходилось доказывать сотрудникам банка, что они не члены радикальной ячейки. Хотя, после такого издевательства ячейки ненавидящих «Сбербанк» в целом и Грефа в частности появились сами собой.
Так почему же Герман Греф не хочет участвовать в системе межбанковских переводах по номеру телефона. Ну, даже если откинем «нулевую комиссию», то всегда остается страх. Страх монополиста, ничего не умеющего, кроме как рассказывать о космических кораблях, бороздящих просторы большого бизнеса, и – самое главное – понимающего, что в честной конкурентной борьбе ему ничего не светит. Осознающего, что миллионы клиентов встанут и уйдут, как только поймут, что теперь «а у нас терминал не работает, киньте нам на «Сбер» по номеру телефона» превратится в просто «перекиньте мне по номеру телефона».
Что ж. Не бойтесь, Герман. Ведь даже если у вас отберут переводы по номеру телефона, вы всегда сможете компенсировать это недоразумение монопольным правом приема госпошлин. Да мало ли еще разных милых способов потрясти своих клиентов.