
Работы Кенакиса Duel and Stratégie (1962) сделаны как "соревнования" между двумя оркестрами (у каждого из оркестров свой дирижёр); эти соревнования с математической точки зрения являются игрой с нулевой суммой (что обидно, потому невозможны сценарии вроде дилеммы заключенного) и характеризуются очень развесистыми правилами:
«Два оркестра располагаются на сцене так, чтобы дирижеры не видели друг друга (стояли спиной к спине). В любой момент они могут выбрать одну из шести звуковых конструкций, которые называются тактиками и имеют стохастическую структуру и были обсчитаны на IBM-7090 в Париже. Также дирижеры могут исполнять несколько тактик одновременно. Ниже приведены шесть основных тактик:
I. Winds;
II. Percussion;
III. String sound-box struck with the hand;
IV. String pointillistic effects;
V. String glissandi;
VI. Sustained string harmonics.
К ним добавляются 13 совместимых комбинаций этих тактик. Таким образом, существует 19 тактик, доступных каждому из дирижеров, что дает 361 (19 x 19) пар, которые возможно исполнить двум дирижёрам одновременно. Помимо матрицы сочетаемостей звуковых конструкций, определяющей выигрыш каждого из дирижёров от любой из возможных тактических пар, задаются правила, утверждающие, помимо всего прочего, необходимость изменяемости музыки для достижения победы».
Интереснее всего то, что в 1963-м году Ксенакис в соавторстве с Шэрон Канах (Sharon Kanach) опубликовал книгу Formalized Music: Thought and Mathematics in Composition, в которой можно найти соображения Ксенакиса о том, что он называет свободной стохастической и символической музыкой; в книге очень много математики и совершенно потусторонних иллюстраций, из-за которых листать её может быть интересно, даже если содержание остаётся совершенно непонятным.
Iannis Xenakis, Stratégie (1962), Yomiuri Nippon Symphony Orchestra: https://www.youtube.com/watch?v=Ipwbze36uj0
Iannis Xenakis & Sharon Kanach, Formalized Music: Thought and Mathematics in Composition (1963): https://monoskop.org/images/7/74/Xenakis_Iannis_Formalized_Music_Thought_and_Mathematics_in_Composition.pdf