Все переплетено: как распутать социальную сеть раввинской литературы
Когда мы читаем «Войну и Мир» или смотрим «Игру престолов», нам часто приходится возвращаться назад, и вспоминать, кто вообще такой этот Несвицкий? Мозг протестует и отказывается запоминать всех многочисленных персонажей.
А что делать, если текст размером как пять романов Толстого? Этим вопросом задались исследователи раввинской литературы Мааян Житомирский-Геффет и Гила Пребор из университета Бар-Илана в Израиле. Они создали «социальную сеть» раввинских мудрецов, упоминающихся в Мишне — самом древнем письменном тексте, содержащем главные положения иудаизма.
Идентификация личности раввинских мудрецов
Раввинские Мудрецы — праведники, проповедники и теологи жившие в 200 г. до н. э.-200 г. н. э. Они традиционно делятся на десять поколений: пары — первые пять поколений, и учителя — следующие пять. Все эти мудрецы участвовали в богословском обсуждении Мишны и сами же становились ее героями.
Среди мудрецов оказалось много тезок и однофамильцев. Поэтому, каждому мудрецу в социальной сети помимо личного имени были присвоены его статус и титул (Рабби, Раббан, и т. д.), а также прозвища и необязательные части имени, которые указывают на географическую или родовую принадлежность мудреца (Человек из Галилеи, сын Гиркана).
После присвоения всех этих частей, типичное полное имя мудреца выглядит так:
titel private_name titel father_name fathers_nickname/location
Раббан Симеон сын Раббан Гамалиил Явне
Взаимоотношения между мудрецами
Основной задачей исследователей было составить понятную структуру взаимоотношений не только между несколькими мудрецами, но и между целыми поколениями. При построении такой сети авторы опирались на отношения 160 главных раввинских мудрецов и использовали имена каждого из них.
Для определения связей и отношений между героями, исследователи присваивали каждой паре мудрецов, упомянутых в Мишне, один из типов взаимодействия: согласие, несогласие и цитирование. Кроме того, для каждого мудреца учитывались его родственные связи, внутренние отношения — единомышленники/противники, географическое местоположение и поколение, к которому этот мудрец относится.
Общая полученная сеть включает 347 пар мудрецов и около 1500 разных отношений между ними. Анализируя отношения этих 347 пар, исследователи построили отдельные социальные сети для каждого типа взаимодействий.
Результаты анализа социальной сети мудрецов
Чаще всего мудрецы оказываются не согласны друг с другом (304 пары), 50 пар соглашаются или поддерживают друг друга, в 39 парах мудрецы друг друга цитируют.
91% всех отношений между мудрецами — несогласие. Мы видим (см. иллюстрацию), что споры мудрецов часто бывают как внутри поколения, так и между разными хронологическими группами. Кроме того, мы можем увидеть на графе прочную связь между школой Шаммая и школой Гиллеля — серьезными идеологическими оппонентами.
Сеть согласия включает только 84 мудреца и оказывается гораздо тоньше сети несогласия. Сравнив два этих графа, можно подумать, что мудрецы в Мишне вообще не соглашаются и только спорят. Однако, это не совсем так. Текст Мишны очень лаконичен, и если в каком-то эпизоде два мудреца поддерживают друг друга, их диалог часто не доводится до конца, а один из двух согласных может вообще не упоминаться. При этом, если у мудрецов возникают разногласия, в Мишне всегда подробно приводятся оба мнения.
Цитирования в Мишне чаще всего оказываются межпоколенческими. Например, Хосе бен Халафта цитирует своего учителя Акибу бен Иосифа. Наиболее цитируемыми мудрецами являются Меир, Иоханан бен Заккай и Иисус Навин.
Эти данные подтверждают и доказывают многие отдельные наблюдения, сделанные в ходе традиционного исследования текста Мишны.
Ксения Костомарова
По ссылке вы также найдете граф поддержки и согласия мудрецов, граф цитирования мудрецов, а также диаграмму «сущность-связь» для данных каждого мудреца:
https://sysblok.ru/philology/vse-perepleteno-kak-rasputat-socialnuju-set-ravvinskoj-literatury/