ОНЛАЙН ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ ИРАИДЫ ЮСУПОВОЙМы с Ираидой Юсуповой решили устроить фестиваль её произведений для меня одной – я конечно не могу принять такой невероятный дар и не поделиться с вами. Так что с этого дня буду постить что она мне будет присылать и рассказывать свои впечатления.
Первая в списке:
БОЛЬШАЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА. КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЯ И ФОНОГРАММЫ (1993 год)
Ираида пишет о ней так: раннее полностью криптофоническое сочинение. Называется так не только из-за цитат из Маленькой Ночной Серенады, но и потому что в музыкальной ткани зашифрованы латинские названия знаков зодиака (и с полученными звуковыми рядами я обращаюсь как с серией), а также потому что предполагалось исполнять это в пандам к духовым серенадам Моцарта. Астрология началась (как цикл) тоже с пьесы для ансамбля с зашифрованными знаками зодиака, но позже, и шифр был другой. В БНС 12частей, 1, 3, 5, 7, 8, 11 совсем малюсенькие, развивающие один лейт-элемент. 2,4,6,9,10 - большие. 12 - вообржаемая. 12 исполнителей - флейта, 2гобоя, 2кларнета, 2фагота, 2валторны, труба, рояль. На фонограмме - запись колоратурного сопрано капелла на стихи Фета.
Исполняет: Ансамбль под управлением Марка Кадина. Ираида говорит что гениальный недооценённый дирижёр.
Д.А.Пригов: фрагменты 9 части БНС были использованы в фильме Пригова
"Дон-Жуанский список Дон-Жуана"Произведение объёмное, по восприятию чем-то напомнило мне опыт прослушивания Турангалилы – такую махину лучше слушать или в зале, или с кем-то, кто поможет сконцентрироваться (совместное прослушивание всегда усиливает ощущения, мы с Кириллом Широковым это давно поняли). Что касается использования цитат, я такую прямую работу обычно не люблю – мы с Колей Хрустом всегда подсмеивались над прямым цитированием Фараджа Караева (хотя я горячо люблю его как композитора). С другой стороны, нет такого правила что цитату нужно заворачивать как Берио, чтобы музыковеды потом головы ломали) Кстати ноты этого произведения только в рукописи, А3, даже чтобы отсканить требуется специальное оборудование. Вообще было бы круто если бы это было набрано, но я даже не представляю сколько бы это стоило, и наверное Ираида никому не отдаст свою рукопись) ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: тут УЖЕ есть стихийная полифония – один из главных приёмов Юсуповой. Хотя звучит это довольно чистенько и академично. По ощущениям, это конечно раннее сочинение, рука мастера тут слышна не слишком выпукло, однако можно отметить с чего и как начиналась стихийная полифония, и как удивительно ровненько это звучало. #si_современнаяакадемическая #si_онлайн_фестиваль_ираиды_юсуповой