На картинке - экскиз "Малой Голландии", девелоперского проекта, который предлагают около ЦПКиО. Авторы настроены идеалистично: вернуть спущенный 40 лет назад пруд на Исети, на нём создать остров и застроить его малоэтажными домами, обращёнными к воде. Одна из фишек проекта - возможность гулять по новым набережным, плавать на малых суднах и даже купаться. Да-да, прямо в реке Исети. Красота же!
А теперь, внимание, цитата:
"С 2008 по 2021 год Росгидромет зафиксировал более 36 тыс. загрязнений водных объектов в стране, из них почти 8 тыс. — экстремальные. Ежемесячные отчеты Росгидромета за 13 лет проанализировал проект «Инфраструктура научно-исследовательских данных» (ИНИД). Как оказалось, больше всего загрязнений рек за эти годы произошло в Свердловской области: 7 075, из них 1 880 — экстремальные. Чаще всего экстремальный уровень загрязнения фиксировался в реках Исеть и Патрушиха (Екатеринбург), Чусовая, Северушка, Пышма, Тагил Тура, Салда и других" (
отсюда).
Понимаете? Каждое 5-е загрязнение российской реки и каждое 4-е экстремальное загрязнение приходятся на Свердловскую область.
Исеть - экстремально грязная река. В общем-то, это не новость, если вы следите за ежегодниками Росгидромета. Традиционно многие годы там просто копируют одну и ту же фразу про удручающе плохое состояние реки Исети в пределах Екатеринбурга. Горожане об этом не в курсе, приезжие считают, что "вы сгущает краски, у вас же на реке утки живут". В городской медийной и управленческой повестках вопроса о состоянии реки и берегов нет. Кроме ситуаций, когда очередную набережную предлагают сконструировать.
Конечно, есть методики и технологии, как помочь реке очиститься. Конечно, однажды в ней можно будет купаться. Но это многие годы интенсивной целенаправленной работы. Которая не только не начата, но даже не сформулирована как задача.
Вот было бы здорово, чтобы девелоперы-фантазёры сначала занялись бы очисткой реки и предотвращением сбросов в неё разных вредных веществ. А уж потом, в награду, получили право что-то, после жёсткой экспертизы, строить недалеко от берега. Но ведь нет. Бабло необходимо прямо здесь и прямо сейчас, а рекой пусть кто-нибудь займётся когда-нибудь через 100 лет.